Текущая 79-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН, помимо всего прочего, запомнится небывалой активностью, которую развили на ней страны Балтии. Причем, с одной стороны, Литва и Эстония придерживались своей традиционной антироссийской риторики. Но с другой, в их выступлениях прозвучали тезисы, ранее никогда ими не озвучивавшиеся, хотя и очень знакомые.
Выйдя на высокую трибуну, литовский президент Гитанас Науседа не придумал ничего лучше, чем использовать предоставленную ему возможность для озвучивания антироссийских тезисов. Впрочем, как раз такое поведение было вполне предсказуемым. Пожалуй, нет смысла повторять весь озвученный Науседой набор бездоказательных обвинений в адрес РФ. Отметим лишь очередную попытку возложить всю ответственность за конфликт на Украине исключительно на Москву, без упоминания провокационно-деструктивной роли коллективного Запада, к которому причисляет себя и номинально суверенная Литва. А также набивший оскомину призыв соблюдать международный порядок, основанный на правилах, которые Вашингтон, Брюссель и Лондон с их партнерами регулярно меняют в свою пользу.
Относительной новинкой в речи Науседы можно считать разве что заявление о «подрыве доверия к одному из постоянных членов Совета Безопасности», под которым, понятно, он подразумевал опять-таки Россию. Фактически это можно расценить как слегка завуалированное требование реформировать наиболее влиятельный из шести главных органов ООН.
В отличие от хотя бы пытающегося быть осторожным Науседы, Алар Карис оказался более конкретен. В своем выступлении президент Эстонии прямо заявил следующее:
«Я считаю, что сейчас более чем когда-либо в наших интересах обновить и укрепить многосторонний мировой порядок, основанный на Уставе ООН. Мы считаем, что общее мнение стран в вопросах поддержания мира и безопасности должно иметь больший вес, нежели мнение одного члена Совета Безопасности. Как члены Генеральной Ассамблеи мы должны иметь право преодолевать вето Совета Безопасности, если того требует ситуация».
Весьма показательно то, как Карис меняет местоимения, постоянно говоря то «я», то «мы». Причем к кому именно эстонец пытается втереться в компанию, догадаться нетрудно. В попытках казаться объективным он в своем выступлении вспомнил, помимо прочего, и о страданиях населения Газы, которую Израиль превратил в выжженное поле при активной поддержке США, хотя как раз об этом факте Карис промолчал. К тому же данный тезис предварялся другим напоминанием — об ужасающих террористических атаках ХАМАС на еврейское государство. Сравнений понесенных сторонами ближневосточного конфликта потерь в конкретных цифрах выступающий, правда, избегал. Зато признал, что «во всем этом регионе» Эстония активности себе не позволяет.
А вот на РФ подобная сдержанность не распространяется, тут для Кариса «все совершенно однозначно»:
«В войне России против Украины Россия — агрессор, Украина — жертва».
У любого мыслящего человека столь однобокое видение международной ситуации вызовет как минимум удивление и вопросы. Но Карис, похоже, об этом даже не задумывается, послушно озвучивая тезисы, распространяемые США и Великобританией. Они, прежде всего Вашингтон, уже давно используют Латвию, Литву и Эстонию для своей борьбы против России.
И на данном этапе этой борьбы США и Великобритания организовали дипломатическую атаку на РФ, действуя, по своему обыкновению, чужими руками.
Надо признать, определенная логика в таком подходе есть. Ведь открытая попытка американцев, англичан или французов как постоянных членов Совбеза лишить Россию права вето выглядела бы слишком топорной и в конечном итоге наверняка провалилась бы. А вот искусственное создание с помощью своих союзников «мнения широкой мировой общественности» — другое дело. Подобная политика, по их расчетам, должна иметь определенные шансы на успех хотя бы в отдаленной перспективе.
Используя страны Балтии против России на Совбезе ООН, американцы преследуют целью сохранение своего глобального доминирования, а отнюдь не выстраивание какого-то более справедливого миропорядка, тем более что прежний их вполне удовлетворял. И уж тем более США мало заботят судьбы Латвии, Литвы и Эстонии. Хотя складывается стойкое впечатление, что и сами официальные Рига, Вильнюс и Таллин, чьи представители выступают с трибуны Организации Объединенных Наций, совсем не думают о подлинных национальных интересах своих стран.
Остается сказать, что инспирированный «прибалтийский бунт» в ООН выглядел несолидно. В немалой степени с учетом статуса «бунтарей» (не говоря уже о их политическом весе). Если Эстония хотя бы два года — с 2020-го по 2021-й — занимала место непостоянного члена Совета Безопасности, то Литве четко указали на ее место в октябре 2022 года. Тогда литовским дипломатам вместе с румынскими коллегами вход на заседание Совбеза запретил председательствовавший в нем африканский Габон.