На минувшей неделе президент Беларуси Александр Лукашенко провел совещание с высшим военным руководством страны на полигоне Обуз-Лесновский в Брестской области. Глава государства отметил, что белорусская армия должна быть готова к возможному военному сценарию.
«Старая формула: хочешь мира — готовься к войне. Еще раз хочу подчеркнуть (хотя чего нам тут перед кем-то оправдываться), что мы не собираемся воевать, не хотим воевать… Все это уже сказано. Это слушают, но делают свое дело наши противники, наши соперники. Те, кто готовится против нас, будем прямо говорить, воевать. Поэтому нам надо готовиться к войне. И дай Бог, чтобы этой войны не было. Какой бы ни была острой обстановка вокруг Беларуси, мы пока не наблюдаем тенденций к развязыванию против нас войны», — заявил Лукашенко во время совещания.
Эти слова были растиражированы средствами массовой информации как призыв готовиться к войне. Однако речь здесь скорее идет о рутинной военной подготовке в условиях напряженной геополитической обстановки вокруг Беларуси. Лукашенко подчеркнул, что в настоящее время не видит тенденций к развязыванию горячего конфликта против республики, но «порох нужно держать сухим».
В эту формулу укладывается и предложенный перечень мероприятий. По словам Лукашенко, белорусскую армию необходимо «встряхнуть». В осенне-зимний период силовые структуры Беларуси ждут масштабные проверки.
Кроме того, было объявлено о формировании нового подразделения на контрактной основе, куда войдут люди, уже имеющий опыт службы в силовых структурах.
Также Лукашенко объявил о формировании в Беларуси народного ополчения. Подобные структуры сейчас существуют во многих армиях мира, в том числе в странах НАТО. В Латвии местное ополчение, Земессардзе, по численности значительно превосходит регулярные вооруженные силы. Но в Беларуси такая структура, очевидно, будет выполнять вспомогательные оборонительные функции.
Кроме того, Лукашенко поручил госсекретарю Совета безопасности республики Александру Вольфовичу заняться созданием единой системы обороны. В нее будут входить Вооруженные силы Беларуси, народное ополчение и территориальная оборона.
Предлагаемые меры направлены на укрепление обороноспособности, но все же это не масштабное военное строительство, которое могло бы указывать на подготовку к войне.
Политика Лукашенко в этом вопросе остается достаточно последовательной — он удерживает Беларусь вне региональных конфликтов, прежде всего, связанных с событиями на Украине.
Тем не менее говорить об отсутствии в отношении Беларуси угроз со стороны Запада также не приходится. Польша и страны Балтии развернули интенсивное военное строительство вдоль белорусских границ, наращивая свою военную группировку. Общий фон на западных и южных границах Беларуси остается конфликтным и напряженным.
После неудачной попытки государственного переворота в 2020 году Запад больше не рассматривает белорусскую власть как партнера для диалога. Очевидно, что стратегическая цель ЕС и США — установление в Беларуси откровенно прозападного руководства. Это позволит замкнуть дугу антироссийских режимов от Финляндии до Украины, создав вдоль западных границ России не просто санитарный кордон, но настоящий враждебный плацдарм.
Беларусь — важный стратегический актив. На республику в настоящее время замкнуты все сухопутные транзитные коридоры Китай-Европа. Беларусь является стратегическим тылом для Калининградской области. Кроме того, Беларусь и Калининградская область окружают так называемый Сувалкский коридор — уязвимое «бутылочное горлышко», отделяющее Прибалтику от основной территории ЕС и НАТО.
Существование «белорусского балкона», нависающего над Украиной, весьма осложняет жизнь и киевскому режиму, который хорошо запомнил, что войска противника могут появиться и со стороны Беларуси.
Поэтому у Запада есть много оснований желать скорейшего смещения действующего руководства в Минске.
Вместе с тем очевидно, что прямая агрессия против Беларуси будет означать открытый конфликт с Россией, а на это на Западе пока пойти не готовы, предпочитая вести «гибридную войну».
Однако методы такой борьбы в отношении Беларуси в настоящее время ограничены, учитывая, что прозападная сеть влияния, действовавшая в стране в 2014–2020 гг., сейчас разгромлена.
При этом Запад наверняка попытается нащупать внутренние противоречия и сыграть на настроениях части общества и элит, недовольных теми изменениями, которые произошли по итогам событий 2020·2022 гг.
Кроме того, нельзя забывать о факторе политического транзита, который, вероятно, случится во временном горизонте 10 лет и также может быть сопряжен с рисками внутренней дестабилизации, которую Запад попытается использовать в своих интересах.
В Беларуси уже стартовала политическая реформа, которая перераспределит полномочия между президентом и новым конституционным органом — Всебелорусским народным собранием, а в следующем году в республике пройдут очередные президентские выборы. На Западе внимательно следят за этими событиями и наверняка попытаются использовать их для раскачивания обстановки в стране.
Непосредственной военной угрозы для Беларуси сейчас не просматривается. Однако в своем стремлении вырвать это государство из геополитической связки с Россией Запад далеко не исчерпал свой инструментарий «гибридных» методов воздействия, хотя он и существенно сократился по сравнению с ситуацией 2014–2020 гг. Беларусь вступает в предвыборный период, и именно это время на Западе традиционно используют для дестабилизации обстановки и подрыва неудобных государств.
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН