Молдаване никогда в своей новейшей истории не были довольны курсом страны. После распада Советского Союза местные национальные движения обещали: «Без Москвы жизнь станет лучше, вся промышленность будет работать только на нас, и теперь никто нам не указ». За период независимости молдаване не смогли сохранить наш экономической потенциал, который достался им от СССР. Власти провели «декоммунизацию», разрушая предприятия, которые были гордостью цветущей Молдавии. В итоге они получили развал экономики, закрытые фабрики и заводы, безработицу, противостояние с Гагаузией и войну на Днестре.
Молдаване всегда привязывали благосостояние в стране к геополитическому вектору, не надеясь на местных политиков. Возможно, сказывается их история, так как этот край всегда был частью другого государства: более трехсот лет под османским сюзеренитетом, 106 лет в составе Российской империи, 22 года Бессарабия была частью Румынии и 51 год — советской союзной республикой. Появилась привычка уповать на другие столицы, хотя пора бы уже научиться жить самостоятельно.
Майя Санду и ее команда вбивают последние гвозди в гроб независимости молдаван. Сегодня власть оказалась в руках граждан другого государства. У президента страны, премьер-министра, спикера парламента, почти у всех судей Конституционного суда, депутатов правящей партии и членов Высшего Совета Безопасности румынское гражданство. «Клянусь быть преданным Родине и румынскому народу для защиты национальных прав и интересов, уважать Конституцию и законы Румынии» — именно эту клятву они произносили, когда получали румынский паспорт. Такая практика характерна только для управления колониями. О каком тогда доверии к ним может идти речь со стороны молдавского народа? Радует то, что люди пока могут выбирать политических лидеров страны, а не встречать назначенцев из метрополии.
За короткий период времени «президент для всех» (именно так она назвала себя в своей инаугурационной речи 24 декабря 2020 года) стала исполнителем советов своих западных партнеров. Это не могло не отразиться на настроениях молдаван. В апреле 2022 года, по данным соцопроса компании iData-Date Inteligente, более 49% считали, что страна движется в неправильном направлении и только 36% верили в курс президента.
Власти отреагировали закрытием 19 декабря 2022 года шести самых популярных телевизионных каналов без судебного решения.
Не помогло. В сентябре 2023 года соцопрос «Барометра общественного мнения», близкого к властям, показал: только 32% считают, что страна движется в правильном направлении, а 57,8% граждан были уверены, что власти выбрали неверный курс развития. Накануне этого опроса руководство объявило, что в стране будет создан национальный центр информационной защиты и борьбы с пропагандой «Патриот».
Санду так объяснила необходимость создания центра: «К сожалению, у нас на территории Республики Молдова есть активно действующие персонажи и целые сети, услуги которых оплачиваются грязными деньгами. Они работают в интересах, чуждых нашей стране, и выполняют одну лишь роль — создавать фейки, распространять ложь Кремля и блокировать путь Молдовы в Европейский союз». Общественность же констатировала создание еще одного карательного органа по борьбе со свободой слова.
Несмотря на практически стерильное информационное поле, граждане все равно не доверяют властям.
Свежий опрос компании Date Inteligente за август 2024 года показал, что 42,5% поверили в правильный курс страны, а 47,2% не доверяют президенту и ее команде.
Глава государства не предлагает ничего нового, она настаивает на продолжении курса Молдовы, уверяя граждан в том, что дела идут хорошо.
Подавляющее большинство членов команды лидера государства — представители неправительственных организаций. Это сказалось на управлении страной: НПО-шники получают грант, осваивают его и отправляют красивый отчет своим грантодателям. Но страна — это не временный проект с извлечением прибыли и косметическими изменениями. Это сложный механизм управления, который включает в себя множество взаимосвязанных систем и институтов, и они должны работать как часы.
Не спасают и европейские советники, которые разместились во всех государственных структурах. Они получают высокие зарплаты и высылают в Брюссель приятные отчеты об освоении денег европейских налогоплательщиков. Если кто-то из них осмелится выехать за пределы Кишинева без сопровождения, их ждет удручающая картина заброшенных домов в молдавских селах, разбитые дороги и брошенные поля.
Власти убеждают людей в том, что хорошая жизнь наступит только в Европейском союзе, при этом умалчивают, что для вступления в ЕС надо выполнить строгие критерии, к исполнению которых Кишинев за 4 года правления Санду не приблизился ни на шаг. Евросоюз, находящийся в кризисе, будет не рад кормить еще 3 миллиона молдаван.
Умалчивает Санду и о том, что страна с территориальными проблемами не может стать частью ЕС. За период нахождения у власти президентской партии «Действие и солидарность» переговорный процесс с Тирасполем только деградировал. Руководство страны отказывается встречаться с представителями приднестровской стороны даже для решения насущных вопросов, не говоря уже о предоставлении какого-то плана урегулирования конфликта на Днестре.
Не лучше положение дел и в отношениях с руководством автономного территориального образования Гагаузия. Майя Санду назвала избранного башкана (главу автономии) Евгению Гуцул представителем организованной преступной группировки, хотя подобного решения суда нет, и нарушила Конституцию страны, отказавшись назначить башкана членом правительства.
Очень сложно придется человеку, который возглавит государство после этой власти. Это должен быть сильный политик со стальной волей. Он должен быть настоящим патриотом, чтобы восстановить суверенитет страны, вернуть людям веру в национальные идеалы. Согласно опросу компании Date Inteligente, сегодня 34% граждан Республики Молдова выступают за объединение с Румынией. Большинство из них не являются идейными румынами, просто они не верят в будущее своей страны и не уверены в том, что в ней станет когда-то лучше. Каим же должно быть разочарование своей страной, чтобы часть народа была готова потерять национальную идентичность и стать частью соседнего государства?
К сожалению, молдаване дали шанс молодым и амбициозным выпускникам европейских и американских университетов поэкспериментировать со страной. Они полностью провалились, сейчас настало время опытных государственников, экономистов, которые займутся внутренними проблемами страны, а не будут позировать на красных дорожках в европейских столицах. Гражданам нужны во власти люди, которые знают молдавское село и не боятся запачкать там свои туфли. Руководитель, который вернет им их национальное достоинство, будет вести сбалансированную политику между Западом и Востоком, укрепит нейтралитет, не допустит милитаризации страны и будет вести диалог с Комратом и Тирасполем ради блага всех граждан.