С 1995 года в Москве ежегодно проходит Международный антифашистский форум, приуроченный к Международному дню памяти жертв фашизма и призванный напомнить миру, что эта идеология остается одним из самых опасных вызовов всему человечеству. Традиционно в форуме принимают участие представители Беларуси, 80-летие освобождения которой от фашистских захватчиков отмечается в этом году.
Советский Союз принял на себя основной удар нацистского Рейха и ценой колоссальных жертв спас мир от «коричневой чумы». В результате нацистского нашествия погибли 27 миллионов советских граждан, были разрушены сотни городов в наиболее густонаселенной части страны. Ущерба, аналогичного СССР, не понес ни один другой участник Второй мировой войны.
Именно поэтому как для России, так и для Беларуси столь значима великая Победа и неприемлемы любые попытки реабилитации нацизма и нацистских пособников. На территории Беларуси за годы немецкой оккупации погиб каждый третий житель. Неприятие нацизма во всех его проявлениях стало частью национальной памяти и культурного кода для обоих государств.
Поэтому неслучайно именно в эту узловую точку исторической памяти начали бить США и их союзники после распада СССР и социалистического лагеря.
Следует помнить, что весь мировой порядок по итогам Второй мировой войны строился как результат победы над нацизмом. СССР в рамках этого мирового порядка имел свой «контрольный пакет» именно в качестве главного победителя нацизма.
Однако само восприятие Второй мировой войны на Западе и в СССР было принципиально разным. Для первого это был лишь один из множества конфликтов в череде внутренних междоусобных войн, раздиравших западную цивилизацию на протяжении столетий. Нацистская оккупация в большинстве стран Западной и Центральной Европы была сравнительно мягкой и не сопровождалась массовыми разрушениями и уничтожением местного населения. Основной жертвой нацистов в Европе оказались евреи, и именно поэтому тема Холокоста стала центральной в коллективной памяти западных стран о Второй мировой войне.
Трагедия Великой Отечественной войны на Западе никогда не была по-настоящему понятой и осознанной. Более того, поскольку память о Победе так или иначе ассоциировалась с мировым влиянием СССР, то дискредитация его роли в разгроме нацизма становилась закономерным элементом идеологической войны.
Ее другими составляющими стали попытки уравнять нацизм и коммунизм как две разновидности «тоталитарного зла», а также возложить на СССР ответственность за развязывание Второй мировой войны наравне с Третьим рейхом.
Кроме того, на Западе пытаются всячески преуменьшить вклад СССР в разгром нацизма, а их собственный вклад, напротив, преувеличить.
После распада Советского Союза и социалистического лагеря все эти наработки начали активно применяться в странах Восточной Европы. Это стало важным элементом гуманитарной экспансии Запада в бывшую зону влияния СССР и геополитической переориентации региона.
Реабилитация восточноевропейских коллаборационистов также стала важной составляющей этой идеологической войны против России. Коллаборационизм начал трактоваться как форма национально-освободительной борьбы против большевиков, а сотрудничество с нацистами — лишь как вынужденная мера.
Очень быстро произошел переход от реабилитации коллаборационистов к их героизации. Пионерами на этом пути стали государства Прибалтики. Здесь с первых лет независимости отказались от официального празднования 9 Мая, а тем, кто продолжал праздновать День Победы, стали чинить всевозможные препятствия. Также начал стремительно раскручиваться культ местных эсэсовцев как мнимых борцов за независимость, а ветеранов таких формирований начали чествовать на государственном уровне.
Этим летом эстонские власти установили в городе Йыхви памятник эсэсовцам Георгу Соодену и Раулю Юриадо, участвовавших в войсковых операциях рейха в Ленинградской области, а также в уничтожении узников в концлагере «Клоога». Отметим, что памятник поставили в уезде Ида-Вирумаа, где русские составляют большинство населения.
На Украине продавливание культа коллаборационистов и эсэсовцев заняло гораздо больше времени, чем в Прибалтике, зато теперь неонацистские формирования интегрированы в состав ВСУ и МВД. Кроме того, там также наблюдаются массовые сносы памятников, в том числе советским воинам-освободителям, и террор в отношении инакомыслящих.
Попытки реабилитации местных коллаборационистов неоднократно предпринимались и в Беларуси, хотя здесь это никогда не было поставлено на такую системную основу, как в Прибалтике или на Украине. Тем не менее подобного рода «недоразумения» случаются даже сегодня. Так, буквально на днях белорусская общественность была возмущена рекламой на одном из телеграм-каналов экскурсий по минскому Кальварийскому кладбищу, где среди прочего предлагалось посетить могилу бургомистра Минска при нацистской оккупации Вацлава Ивановского, убитого в 1943 году советскими подпольщиками. В тексте рекламы Ивановский был охарактеризован как «просветитель», а о его коллаборационистской деятельности не сообщалось.
Все это говорит о том, что борьба с попытками реабилитации коллаборационизма не теряет актуальности. Для Союзного государства Беларуси и России это вопрос информационной безопасности, поскольку обеление деятелей типа Ивановского, попытки представить их «просветителями» или «борцами за независимость» в конечном счете будут вести к размыванию самого мировоззренческого фундамента белорусско-российских отношений.
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН