В августе на Украине был введен в действие скандальный закон о легализации конопли, принятый ранее Верховной радой при поддержке президента Владимира Зеленского. Документ разрешает использовать данное растение, но якобы только в медицинских, промышленных и научных целях. Однако эксперты считают, что на самом деле речь идет о подпольном «легалайзе» для нужд лиц, употребляющих наркотики. Внося соответствующие поправки в закон, политическая элита Украины смогла убить сразу двух зайцев: узаконить криминальный бизнес с целью заработка и сделать реверанс перед западными либералами, в частности, перед Демократической партией США. При этом будущее Украины, в которой наркомания уже давно превратилась в национальную катастрофу, Зеленского нисколько не волнует.
В августе 2024 года украинские СМИ сообщили о том, что в стране полностью вступил в силу закон о легализации конопли в медицинских, промышленных и научных целях. Синхронно с этим событием несколько заведений киевского общепита провели маркетинговые акции по внесению в меню продукции, содержащей каннабис. В частности, одно из самых известных кафе в столице Украины продвигает теперь соответствующую линейку десертов. Их создатели «поиграли» с типами и процентами конкретных веществ, чтобы не попасть под формальные запреты, но выглядит это как адаптация под европейские заведения соответствующего профиля. Предложения купить «коноплесодержащую» продукцию появляются также в украинских соцсетях и на маркетплейсах.
На Украине уже давно сложилась катастрофическая ситуация с наркоманией.
Эксперты оценивают число лиц, регулярно употребляющих наркотики в стране примерно в 1,5–2 миллиона человек.
Еще в 2010 году до четверти украинских старшеклассников хотя бы пробовали наркотические средства. По состоянию на 2013 год около 350 тысяч человек на Украине принимали наркотики посредством инъекций. И с тех пор ситуация не стала лучше. Скорее, наоборот.
В 2021 году на тот момент еще генеральный прокурор Украины Ирина Венедиктова заявила, что количество наркозависимых в стране ежегодно увеличивается на 8–10%. По ее словам, это один из самых высоких темпов распространения наркомании в мире. Согласно озвученным Венедиктовой данным, около 120 тысяч граждан Украины ежегодно погибают от болезней, связанных с употреблением наркотиков.
В сложившейся ситуации единственным возможным вариантом для адекватного руководства было бы развертывание войны «не на жизнь, а не смерть» с всевозможными наркотическими «зельями». Но Киев решил иначе.
Уже вскоре после прихода Зеленского к власти, в 2020 году, Верховная рада занялась подготовкой законопроекта о «легализации» конопли, а в конце 2023-го он был принят. Продвижение документа было связано с мощнейшей лоббистской кампанией как в СМИ, так и в органах власти.
Законопроект активно поддерживали: франко-украинский миллионер, владелец бизнеса по выращиванию «промышленной» конопли Мишель Терещенко, глава фракции «Слуга народа» в Верховной раде Давид Арахамия и крупный бизнесмен в сфере здравоохранения, а по совместительству многолетний председатель комитета Верховной рады по вопросам здоровья нации, медицинской помощи и медицинского страхования Михаил Радуцкий. Последнего журналисты, кстати, замечали заносящим в Офис президента «большие пакеты». На выборы в парламент Радуцкий шел в первой двадцатке пропрезидентской партии «Слуга народа».
К лоббистской кампании подключился в итоге и Владимир Зеленский лично, делавший в своих выступлениях упор на использование конопли якобы для преодоления посттравматического синдрома.
«Все лучшие мировые практики, все наиболее эффективные политики, все решения, какими бы сложными или непривычными они ни казались для нас, должны быть применены в Украине, чтобы украинцам, украинкам, всем нашим гражданам не пришлось терпеть боль, стресс и травмы», — заявил глава украинского государства.
Вот только сказанное им было манипуляцией и неправдой. На фоне украинских дискуссий американские ученые обнародовали результаты исследования, свидетельствующие о полной бесполезности каннабиса при преодоления посттравматического синдрома. «Американская психиатрическая ассоциация не поддерживает применение медицинского каннабиса для лечения ПТСР. Там провели и проводят много клинических исследований применения каннабиса и его производных в лечении целого ряда заболеваний. И если до сих пор нет убедительной клинической доказательной базы для регистрации новых показаний для применения, это свидетельствует об отсутствии убедительного преимущества пользы применения над вредом для человеческого организма», — заявил украинским СМИ директор по медицинским вопросам фармацевтической компании «Дарница» Игорь Никифорчин.
«Установить жесткий контроль в новой отрасли будет сложно. Под видом медицинского каннабиса вполне могут выращивать стопроцентный наркотик, что легко сделать при появлении множества "плантаций" и украинской коррупции. А наркомафия просто легализует свой бизнес, и так работающий под "крышей" полиции, которая будет раздавать лицензии», — писало украинское издание «Страна».
Однако украинская власть не замечала критических замечаний и уверенно шла к своей цели. У такого поведения может быть лишь два возможных объяснения: финансовая заинтересованность в «конопляном бизнесе» и заигрывание с американской Демпартией, для которой «легалайз» — это часть повестки. Не зря Зеленский говорил о «лучших мировых практиках».
При этом даже в США многочисленные исследования показывают огромный вред от легализации и употребления конопли, а некоторые представители региональных властей даже отыгрывают назад ситуацию со снятием ограничений на наркотические средства.
Но на Украине, где сейчас происходит повальная наркотизация ВСУ, а возраст начала употребления наркотиков уже опускается до 10 лет, о последствиях никто не думает. Власть Зеленского уничтожает систему образования, из которой массово бегут учителя, зато находит «альтернативные» способы занять подростков. Возможно, это даже хорошо просчитанная стратегия. Люди, способные к взвешенным рассуждениям, представляют для украинской власти большую опасность. А затуманивание разума украинцам может позволить Зеленскому еще какое-то время продержаться на плаву и «попилить» западные кредиты, пока Украина катится по наклонной.