Традиция начинать учебный год 1 сентября возникла в Советском Союзе. С 1984 года эта дата стала праздничной — Днем знаний. СССР прекратил свое существование, однако традиция начинать занятия в учебных заведениях именно 1 сентября сохранилась и в постсоветских странах. Молдова — не исключение. Однако теперь этот праздник с каждым годом все печальнее. Количество школ и вузов в республике стремительно сокращается, а молодежь массово бежит из страны. Прозападное правительство находит деньги на закупку дорогостоящих натовских радаров и на проевропейскую информационную политику, зато на развитие сферы образования средств у него нет.
На днях стало известно о том, что в северных районах Молдовы закрываются очередные десять школ. Местные власти пытаются сопротивляться, но официальный Кишинев настроен решительно. Команда Санду утверждает, что поданные на ликвидацию учебные заведения посещало мало детей, а то, что ребята теперь будут каждый день добираться в соседние села, якобы благо для всех. Тем родителям, которые согласятся добровольно забрать детей из «неугодных» учебных заведений, обещают пособие — 58 долларов в месяц. Согласились бы сами члены действующего Кабинета министров возить своих детей каждый день в другой населенный пункт за такую сумму — вопрос риторический.
«Правительству, которое закрывает школы, придется открывать тюрьмы», — считает депутат парламента Молдовы Василе Боля.
Всего за последнее время в Молдове было закрыто уже свыше 200 общеобразовательных учебных заведений.
Что характерно, активнее всего ликвидируются школы с русским языком обучения и образовательные учреждения на севере республики, где большинство населения традиционно голосует за симпатизирующие России политические силы. Еще сотни школ «перепрофилированы» с русского языка на румынский.
«Дядя, а кто довел образование до такого состояния? А кто в 2012–2015 был министром образования и заявлял о реформе , которая приведет к скачку? Не Майя Санду, Игорь Гросу, Лилиана Онофрей? Вы закрыли более 200 школ, 5 вузов, запугали детей, забили все классы видеокамерами, превратили экзамены в пытку. И каков результат? Сейчас Перчун (министр образования Молдовы Дан Перчун — прим. ред.) опять говорит про реформы, закрытие школ, объединение училищ. Все по методичке западных партнеров. Ясно одно — им точно не нужны образованные молдаване. Им нужна дешевая рабсила и крикуны на парадах и майданах», — прокомментировал оппозиционный депутат Богдан Цырдя сообщение Минобразования о том, что в одной из сельских школ большинство детей не смогли сдать экзамены.
При этом даже в сохранившихся учебных заведениях банально некому работать. По официальным данным, стране не хватает около семи тысяч педагогов.
На этом фоне заявления властей о том, что им удалось привлечь в систему образования 407 новых учителей, звучат несерьезно.
«Все молдавские педагогические университеты в год выпускают меньше 2,5 тысячи специалистов. Даже если бы все до единого выпускники в этом году пошли работать в школы, все равно бы ситуация радикально не изменилась. Коллапс», — прокомментировал происходящее один из лидеров «Гражданского конгресса» Михаил Полянский.
Понятно, что ни о каком качестве образования на этом фоне говорить не приходится.
Даже в школах Кишинева не хватает 638 педагогов. Самая проблемная ситуация с учителями математики, физики и химии, а также с воспитателями в детских садах.
«Вместо того, чтобы создавать привлекательные условия для педагогов, власть унижает их крайне низкой зарплатой, лишает рабочих мест, особенно в сельской местности, а теперь еще обвиняет в профессиональной непригодности», — заявил недавно лидер партии «Шанс» Алексей Лунгу.
По его словам, в учебных заведениях Молдовы в новом учебном году появятся особые сотрудники — так называемые наставники, которые официально должны будут «способствовать развитию преподавателей».
«Все действия Министерства направлены на разрушение системы образования, причем руками ЕС. Наставники будут западными, они же лучше знают, как продвигать "западные ценности" в школе. И платить за все это будет Евросоюз, потому что им оттуда виднее, какими знаниями должен обладать ученик в Молдове», — констатировал Лунгу.
А вот на повышение зарплат учителям профильное министерство денег не нашло. Дан Перчун заявил, что в текущем году педагогам роста денежного содержания ждать не стоит. «Радостное событие» запланировано якобы только на 2025 год. Правда, власть не признается, в каком именно объеме. Эксперты считают, что в мизерном.
«То есть деньги на закупку радаров ПВО, строительство военного городка и повышение зарплат в 2,5 раза для министров и сотен сотрудников министерств есть. А для детей — нет», — прокомментировала происходящее врио главы партии «Возрождение» Наталья Параска.
Впрочем, достается от официального Кишинева не только школам, но и высшим учебным заведениям. Еще в 2022 году команда Санду пообещала оставить из 28 молдавских вузов всего четыре, и это свое обещание она явно намеревается исполнить. В июле текущего года прекратил свою работу Славянский университет Молдовы. Еще ряд высших учебных заведений остановил набор студентов.
Впрочем, определенные объективные предпосылки для ликвидации университетов действительно есть.
За год число молодых людей в Молдове снизилось на 6,5%, а за пять лет — на 150 тысяч человек. Молодежь не видит для себя никаких перспектив в жизни в стране и массово ее покидает.
Однако вопрос о том, почему это происходит, нужно опять-таки задавать Майе Санду и ее команде.
«Наибольший процент населения, подверженного миграции, составляют молодые люди в возрасте от 25 до 34 лет. Они не видят возможности работать дома и уезжают за границу», — заявил недавно эксперт по экономической политике Вячеслав Ионицэ, которого цитирует агентство «Спутник».
По его словам, в сложившейся обстановке перед молодежью стоит дилемма — уезжать или остаться без работы. В государстве, в котором стремительно снижаются объемы промышленного производства, перспектив у нового поколения действительно немного. Кроме того, «слишком умная» и способная задавать власти неудобные вопросы молодежь официальному Кишиневу в принципе не нужна.
Происходящее в сфере образования — очередное доказательство того, что команда Санду — это не представители национальной политической элиты, а администрация, отрабатывающая вводные западных партнеров, не заинтересованная в будущем самой Молдовы. И гражданам страны стоит серьезно подумать над тем, нужны ли им такие «менеджеры» в будущем.