Министерства внутренних дел России и Беларуси тесно сотрудничают с момента создания Союзного государства. После событий 2020 года в Беларуси и начала специальной военной операции на Украине ведомства стали взаимодействовать еще более интенсивно для борьбы с общими угрозами.
Кибербезопасность остается одной из приоритетных областей сотрудничества, поскольку эта сфера стала важным направлением «гибридной войны», которую ведет Запад против Союзного государства. Кибератаки на ключевые объекты инфраструктуры и энергетики способны дезорганизовать экономики двух стран, посеять хаос и панику, и попытки подобного рода атак предпринимались неоднократно.
Так, в 2021–2022 гг., когда стало очевидно, что попытка политического переворота провалилась, в Беларуси попытались развернуть деятельность так называемых «киберпартизан» (попросту хакеров), занимавшихся кибератаками на сайты государственных учреждений, а также объекты инфраструктуры.
Следует также помнить, что активную роль в провалившемся белорусском «майдане» сыграл IT-сектор — отрасль, которая активно развивалась в Беларуси на протяжении 2000-х и 2010-х гг. Белорусские власти возлагали на эту сферу большие надежды, однако, по факту, оказалось, что IT-сфера оказалась в значительной степени подвержена влиянию оппозиции.
Во-первых, IT-сектор был полностью завязан на западных заказчиков и практически ничего не вносил в развитие самой Беларуси, не говоря о Союзном государстве. Во-вторых, сформировавшаяся в Беларуси прослойка айтишников оказалась носительницей преимущественно западнических настроений и была активно вовлечена в антиконституционные протесты, став едва ли не основной их социальной базой в Минске. В-третьих, айтишников попытались привлечь к диверсионной деятельности против Беларуси.
Впрочем, особыми успехами деятельность «киберпартизан» так и не отметилась. Пару раз им удалось взломать систему электронной продажи билетов Белорусской железной дороги, а также взломать несколько официальных сайтов. В значительной степени провал «киберпартизан» стал результатом эффективной работы белорусских силовых структур, которые быстро пресекли разворачивание диверсионной сети.
После начала СВО Россия также столкнулась с нелояльностью IT-сектора, начиная от руководства крупных корпораций и заканчивая рядовыми сотрудниками, которые начали массово выезжать из страны.
После начала СВО Украина развернула активную диверсионную деятельность фейковых колл-центров и связанных с ними разнообразных мошеннических схем. Основным объектом атак стала Россия, но случаи подобного мошенничества отмечались и в Беларуси. Активизировались и разного рода диверсионные и террористические группировки.
Помимо диверсий киберпартизан в Беларуси была попытка развязать «рельсовую войну» с целью дезорганизации работы железной дороги. Особую активность диверсанты проявляли в первые недели СВО, когда на территории Беларуси действовала группировка российских войск, и железная дорога играла важную роль в обеспечении ее потребностей. К счастью, дело так и ограничилось поджогами нескольких релейных шкафов. Оперативная работа белорусских спецслужб и слабость организации атак быстро свели деятельность «рельсовых партизан» на нет.
По России также прокатилась волна диверсий на железных дорогах как в непосредственной близости от зоны СВО, так и в удаленных районах страны. В основном диверсии были связаны с подрывом грузовых поездов на перегонах, повреждениями инфраструктуры, поджогами локомотивов. Самая крупная диверсия такого рода произошла в Северомуйском тоннеле на БАМе, где также был подорван грузовой поезд. Обошлось без жертв и серьезных повреждений инфраструктуры, хотя подрыв Северомуйского тоннеля мог бы сильно осложнить работу одной из ключевых железнодорожных магистралей России.
К слову, к диверсии на БАМе оказался причастен гражданин Беларуси, что также можно считать отдаленным эхом событий 2020 года. Очевидно, что западные спецслужбы занимаются активной вербовкой среди граждан Беларуси, поддержавших попытку государственного переворота. Они удобны в качестве исполнителей терактов и диверсий, т.к. не привлекают к себе внимания и могут свободно перемещаться по всей территории Союзного государства. Эта проблема также требует координированной работы силовых ведомств Беларуси и России.
Выявление спящих ячеек среди граждан России и Беларуси, готовых подключиться к диверсионной и террористической деятельности, – это важная задача Союзного государства. И это касается не только граждан, но и трудовых мигрантов – эта проблема стала особенно очевидной после теракта в «Крокус Сити Холле».
В условиях глобального противостояния с Западом взаимодействие по линии министерств внутренних дел и других силовых структур остается жизненно важным измерением интеграционных процессов в Союзном государстве.
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН