Молдавские власти планируют присоединить энергетическую систему Молдовы к румынской до 2029 года. Соответствующее заявление сделал молдавский министр энергетики Виктор Парликов. Этот проект может стать очередным шагом в направлении поглощения республики официальным Бухарестом. Большинство граждан Молдовы хотят, чтобы их страна оставалась независимой, однако это, похоже, не входит в планы Майи Санду.
Министр энергетики Молдовы Виктор Парликов заявил в июле изданию Newsmaker, что молдавская энергетическая система уже к 2029 году присоединится к энергорынку Евросоюза. Правда, с одной оговоркой: через объединение с румынской.
«Мы уже тесно сотрудничаем с Румынией и стремимся стать частью энергетического рынка Европейского союза к 2029 году, до вступления в ЕС, объединив энергетические рынки Молдовы и Румынии», — заявил чиновник.
Он отметил, что официальный Кишинев приветствует возможную покупку Румынией молдавского энергопредприятия Retele Electrice Distributie Nord (RED Nord), которое поставляет электроэнергию всем северным районам Молдовы.
«Мы приветствуем интерес румынской стороны к этим двум компаниям. Румыния является членом ЕС и обладает передовым опытом внедрения европейских стандартов в управлении энергетическим сектором», — сказал Парликов.
Несколькими днями ранее о намерении приобрести RED Nord заявил премьер-министр Румынии Марчел Чолаку.
«Наша система распределения электроэнергии — одна из самых больших в Европе. Если мы продолжим расширяться и в зоне Молдовы, что мы сейчас и делаем, то, возможно, купим RED Nord, и тогда система будет сбалансирована. У нас лучший энергетический баланс», — поделился с общественностью своими мыслями по данному вопросу глава румынского Кабинета министров.
Официальный Кишинев объявил о возможности приватизации RED Nord и FEE Nord в августе 2023 года. Однако руководство республики некоторое время сохраняло интригу относительно того, кто может стать покупателем. Теперь сама идея все больше напоминает сговор, являющийся частью более масштабной стратегии.
Энергетика Молдовы и так по большей части уже перешла под контроль Румынии. Европейские СМИ называют это «помощью» в развитии, но на практике все оказывается совсем не так оптимистично.
В сентябре прошлого года через дочернее предприятие Vestmoldtransgaz в ведение румынского госоператора Transgaz перешла газотранспортная система Молдовы.
«Очень плохо, что власть отказывается от государственного контроля над столь важной инфраструктурой. Власти нам говорят, что это просто аренда, но мы все понимаем, что эта "аренда" может завтра-послезавтра перерасти в договор продажи. Нельзя терять контроль над стратегически важными объектами, какими являются газотранспортные сети», — прокомментировал тогда произошедшее в интервью изданию «Евразия.Эксперт» экс-депутат парламента Молдовы Николай Паскару.
А после подписания в декабре 2023 года румыно-молдавского меморандума об объединении сетей природного газа и электроэнергии Кишинев уже де-факто передал весь энергорынок страны в управление румынской компании OPCOM.
Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк и Международная ассоциация развития IDA Всемирного банка (явно не без помощи Бухареста) выделили Кишиневу кредит на возведение линий электропередач между Румынией и Молдовой.
В 2021 году благодаря усилиям прозападной команды Майи Санду по разрыву отношений с Россией началась закупка газа из Румынии по трубопроводу Яссы (Румыния) — Унгены — Кишинев. Перед этим он семь лет был никому не нужен и простаивал пустым. Зато к 2031 году к нему планируют подсоединить еще и новый трубопровод «Пояс Кишинева».
Независимые эксперты и представители оппозиции реагируют на происходящее с большой тревогой.
«В Румынии тарифы на электроэнергию на порядок выше, чем у нас. А это значит, что с тарифами на электроэнергию произойдет примерно то же самое, что и с тарифами на природный газ. Цена за киловатт неизбежно вырастет во много раз. Этот сценарий пугает нас, пугает бизнес, но только не наше правительство и PAS, которое упорно рвет все связи с Россией», — заявили на днях на собрании актива блока «Победа».
«Майя Санду продолжает продавать румынам страну за бесценок. Наши любимые румынские соседи на грани покупки компании RED Nord… Румынский премьер Чолаку распоряжается молдавской инфраструктурой как собственной и радостно рапортует, что RED Nord скоро приберут к рукам. Случай не первый и наверняка не последний», — отметил на днях молдавский оппозиционер Илан Шор.
По его мнению, ключевые рабочие места на предприятиях после этого также будут заняты гражданами Румынии.
Кроме того, при желании румынские управляющие смогут запросто уничтожать молдавские предприятия, чтобы создавать конкурентные преимущества для своих соотечественников.
Впрочем, передача стратегических активов Молдовы Румынии не ограничивается одной только энергетической сферой.
Еще осенью прошлого года Майя Санду подтвердила, что Румыния ведет переговоры с Кишиневом о приобретении Джурджулешты — единственного порта в Молдове на Дунае, обеспечивающего стране выход к Черному морю.
«Да, мы ведем переговоры с Румынией, потому что там небольшое расстояние до этой страны. И любая работа, любое развитие должно осуществляться в тесном сотрудничестве», — заявила она в эфире телеканала ТВР Молдова.
Порт находится в управлении у ЕБРР, но Санду хочет, чтобы он перешел именно под контроль Румынии и вошел в единую систему с ее портами и гаванями Украины.
Публицист Дмитрий Чубашенко написал, что у официального Кишинева в планах передать Румынии и столичный аэропорт.
«Предпринимаются последовательные шаги в разных областях — экономика, энергетика, инфраструктура, — чтобы связать нас с Румынией, подготовить к объединению. Социально-экономический разрыв Молдовы со странами ЕС увеличился. Поэтому власти и задумываются о том, чтобы решить проблемы за счет присоединения к ней», — отметил эксперт Михаил Пойсик.
После массовой блокировки властью Санду российских и молдавских независимых СМИ все больше жителей Молдовы смотрит румынское телевидение. А официальный Бухарест содействует поступлению молодых молдаван в вузы Румынии.
На сегодняшний день идею присоединения к Румынии поддерживает лишь треть населения Молдовы, а 57% выступают категорически против. Но Санду гнет свою линию. И в этом нет ничего удивительного. Она — «осознанная» (по ее собственным словам) гражданка Румынии и отстаивает интересы своего государства. Помимо Санду, румынские паспорта есть сегодня у руководителей парламента, Нацбанка и как минимум у четырех судей Конституционного суда Молдовы. А премьер-министр Дорин Речан публично заявляет о том, что считает себя румыном. Все эти люди представляют собой оккупационную администрацию, которая не считается с мнением населения Молдовы.