Румынская православная церковь, пользующаяся официальной поддержкой Бухареста, начала активную деятельность в сопредельных странах. В частности, под ее «прицелом» оказались Молдова и территории Украины, на которых сравнительно компактно проживают румыны и молдаване. Эти действия формально объясняются «возобновлением общения с Матерью-Церковью». Однако фактически за этими действиями просматривается подготовка политической экспансии на случай резких изменений международной обстановки.
Расширение зоны влияния Румынской церкви началось давно. Попытки установления духовного контроля бухарестского патриархата на Буджак относятся еще к XIX столетию, а архиепископия на территории Бессарабии в целом была основана сразу после оккупации Молдавии Румынией в 1918 году. При этом румыны проигнорировали тот факт, что еще с 1812 года в регионе существовали Кишиневская и Хотинская епархии Русской православной церкви.
После присоединения Бессарабии к СССР в нее вернулась и РПЦ. В 1941 году в Молдавию с фашистскими войсками снова проникла Румынская православная церковь, но, как известно, совсем ненадолго. Ее юрисдикция распространялась, помимо Молдавии, также на оккупированные Бухарестом южные районы УССР. По итогам Одесской и Ясско-Кишиневской операций Красной армии оккупанты были изгнаны, а «духовный статус-кво» восстановлен.
Обсуждение церковного вопроса в Молдове снова началось на фоне развала Советского Союза. 14 сентября 1992 года группа молдавских священнослужителей провела епархиальную ассамблею и заявила о воссоздании отдельной «Бессарабской митрополии» и о переводе ее в состав Румынской церкви. Лидеры данной группы Синодом Русской православной церкви были запрещены в священнослужении, но менее чем через два месяца их приняла в свой состав Румынская.
По информации СМИ, в 2011 году «Бессарабская митрополия» распространила свою активную деятельность также на входящий в состав Одесской области Буджак. В селе Камышовка Измаильского района в присутствии госсекретаря Румынии Эуджена Томака, депутатов румынского парламента, представителей общественности и СМИ был освящен храм в честь святых апостолов Петра и Павла.
В целом так называемая «Бессарабская митрополия» включает в себя четыре епископства, около 290 приходов и десять монастырей. Она объединяет, по разным данным, от 10 до 20% верующих в современной Молдове.
С учетом поддержки нынешней молдавской властью всего, что связано с Румынией, это немного.
Для сравнения, среди прихожан канонической Православной церкви Молдовы около 70% жителей республики, объединенных почти в 1 300 приходов. Молдаване явно не хотят предавать веру своих предков.
Однако на фоне инициированной Западом в 2022 году антироссийской кампании представители «Бессарабской митрополии» начали любыми способами переманивать на свою сторону приходы Православной церкви Молдовы. В сети появилась информация о том, что за такой переход из Бухареста обещают деньги и серьезные перспективы. Для официального обоснования таких действий представители Румынской церкви вместо канонов ссылались на политику — проведение Россией СВО по защите Донбасса. А Православную церковь Молдовы представители Бухареста называли «оккупационной структурой Московского Патриархата».
В конце 2023 года стало известно о переходе под румынскую юрисдикцию 13 приходов. В «Бессарабской митрополии» заявили о том, что соответствующее желание есть примерно у пятидесяти приходов, но эти утверждения ничем подтверждены не были.
Президент Майя Санду, комментируя происходящее, заявила, что государство не должно вмешиваться в духовные дела, но намекнула на то, что церкви стоит служить делу «европейской интеграции».
Параллельно экс-президент республики, оппозиционер Игорь Додон сообщил в соцсетях о намерении властей совершить атаку на Православную церковь Молдовы и на ее имущество.
«При помощи подконтрольных судей нынешний правящий режим готовит прямую атаку на православную церковь и ее имущество. Примером является решение Апелляционной палаты Кишинева от 5 апреля этого года, которым она аннулировала два договора между Министерством культуры республики и Православной церковью Молдовы. Последствием подобного решения может стать изъятие монастырских зданий у Церкви и изгнание оттуда монахов», — заявил политик.
Параллельно в Румынской церкви решили не ограничиваться одной только Молдовой. В конце февраля текущего года стало известно о создании под ее эгидой «Румынской православной церкви на Украине».
Это решение заставило занервничать так называемую «Православную церковь Украины» (СЦУ-ПЦУ), созданную Константинопольским Патриархатом. В своем обращении к румынам руководство ПЦУ заявило о правах на всю «международно признанную территорию Украины» вне зависимости от этнического происхождения ее жителей. В составе ПЦУ даже был создан специальный румынский викариат.
В канонической Украинской православной церкви, объединяющей около ста румыноязычных приходов, выразили удивление и обеспокоенность по поводу происходящего.
Румынская православная церковь любую критику и ссылки на каноны игнорирует. С учетом того, что она имеет в Румынии практически официальный статус, а ее священнослужители получают зарплаты из бюджета, в сложившейся ситуации можно заподозрить наличие политических мотивов.
Из Бухареста в последнее время регулярно звучат предложения присоединить Молдову и занять некогда румынские территории Украины (Буджак и Северную Буковину), если для Киева что-то пойдет не так. С учетом привлечения к происходящему церкви, видимо, расчет строится на том, что с заранее «морально подготовленными» людьми будет гораздо проще иметь дело при оккупации.
Самое интересное во всем этом то, что Бухарест фактически выстраивает планы против двух государств с радикальными прозападными властями.