Продвижение различных политических идей в обществе, как правило, значительно облегчается в случае придания им статуса идеологии. Подобный прием позволяет не только поднять уровень поддержки изначально маргинальных идей, но и сделать их популярными в обществе. Именно таким образом проходит в Молдове «раскрутка» курса на присоединение страны к ЕС. Действующая власть стремится добиться того, чтобы эта идея стала в республике чем-то наподобие 6-й статьи конституции СССР, декларировавшей руководящую и направляющую роль КПСС в советском обществе.
Стремясь повысить поддержку среди населения своего внешнеполитического курса, власти Молдовы в качестве образца и примера для республики, которую настойчиво тянут в Евросоюз, приводят так называемый Снаговский пакт, заключенный в Румынии перед ее вступлением в ЕС. В Молдове же подобный документ получил название «Пакт за Европу».
Чем отличается Снаговский пакт 1995 года в Румынии от пакта «За Европу» 2024-го в Молдове?
Во-первых, в Румынии в 1995 году существовал национальный консенсус по вопросу вступления в ЕС. Идею евроинтеграции поддерживало подавляющее количество населения, а вот в Молдове далеко не все выступают за европейский путь республики.
Во-вторых, в Румынии существовал и политический консенсус. Пакт в Снагово подписали все парламентские партии страны, к ним присоединились крупные внепарламентские политсилы. В Молдове пакт «За Европу» подписали 2 парламентские партии и большое количество политсил, чей рейтинг колеблется в районе статистической погрешности, не превышая 1%.
В-третьих, Снаговский пакт имел поддержку национальных меньшинств Румынии. К примеру, он был подписан «Союзом венгров Румынии».
Что касается гагаузов, русских, украинцев, то кроме посла Украины в Молдове, их представители не присутствовали на подписании пакта «За Европу».
Румынский документ был подписан в начале европейского пути Румынии, на основе которого разрабатывалась стратегия европейской интеграции этой страны. Пакт «За Европу» подписан исключительно для политического пиара действующей власти и на его основе не будут разработаны какие-либо другие документы.
«Снаговский пакт» был разработан в спокойной обстановке постсоциалистической Румынии, а пакт «За Европу» принят в пылу политической борьбы и геополитических разногласий, что еще больше углубляет раскол в молдавском обществе.
Даже опросы, проводимые нынешней властью Молдовы, показывают, что популярность идеи вхождения в ЕС в республике падает. Так, если в 2021 году евроинтеграцию поддерживали 72% жителей, в 2022-м цифры упали уже до 57%, а сейчас они чуть выше 50%.
Очевидно, что народ разочаровывается в Евросоюзе. Но Санду продолжает свой курс и сознательно разрывает экономические и культурные связи Молдовы с СНГ, с Россией, с ЕАЭС — с традиционными партнерами и соседями.
«Всем здравомыслящим понятно, что в Молдове есть и другая точка зрения. Я вижу во всех происходящих событиях, в том числе и в Гагаузии, один вывод: по-прежнему есть разделение народа и консолидация сторонников PAS. Есть мечта Гросу и мечта Санду, но так не будет. Молдове нужны идеи, которые бы не разделяли, а объединяли общество, но партии власти это не нужно — она будет и дальше разъединять людей. Она подталкивает страну к конфронтации, втягивает Молдову в противостояние Востока и Запада», — считает историк и политолог, экс-депутат парламента Молдовы Зураб Тодуа.
Итоги правления Майи Санду и партии PAS за последние годы стали самой сильной антирекламой евроинтеграциии — практически полностью уничтожена экономика Молдовы, тарифы на газ, электроэнергию и коммунальные услуги взлетели от трех до семи раз, в стране поставлен рекорд по уровню инфляции (34%) и по количеству уехавших из республики жителей (до 200 тысяч).
В этих условиях дальнейшее продвижение евроинтеграционного курса возможно только в условиях ущемления демократических свобод. И эти процессы уже происходят, несмотря на декларируемую приверженность «европейским принципам».
Снятие оппозиционных кандидатов и целых партий с выборов в последний момент перед голосованием стало рядовым явлением молдавской политики, так же, как и закрытие оппозиционных телеканалов и других СМИ.
Еще один ход со стороны власти — проведение в один день с выборами президента референдума, который должен дать руководству возможность в случае победы внести в конституцию изменения, похожие на упомянутую выше 6-ю статью конституции СССР. Эти действия встречают серьезное сопротивление в молдавском обществе и среди политиков.
«Евроинтеграция не может быть монополизирована в электоральных интересах одной политической партией», — заявил вице-спикер парламента Молдовы, глава фракции Блока коммунистов-социалистов Влад Батрынча. Он отметил, что в этом мнении сошлись большинство политических игроков, а также представителей неправительственных организаций. По его словам, если европейскую интеграцию хотят сделать национальной идеей, она должна объединить общество и не может быть инструментом предвыборной кампании.