4 июля на саммите ШОС в Астане произошло давно ожидаемое событие — Беларусь стала полноправным членом организации. Вступление РБ в ШОС является новым этапом в развитии как самой организации, так и внешней политики официального Минска. Численность стран — членов ШОС впервые обозначается двузначным числом. Теперь в нее входят десять государств-участников.
Не менее важны не только количественные, но и качественные изменения. Первоначально ШОС создавалась как достаточно узкая региональная организация государств Азиатско-Тихоокеанского региона. По мере расширения она обретала все более выраженное евразийское измерение. Вступление Беларуси означает полноценное закрепление ШОС в Восточной Европе.
Для самой РБ членство в организации знаменует закрепление восточного разворота внешней политики. Сам этот разворот начался еще четыре года назад, когда после провалившейся попытки переворота стала очевидной несостоятельность прежнего многовекторного курса, основанного на балансировании между коллективным Западом, Россией и «государствами дальней дуги» (прежде всего Китаем). Стало ясно, что подобный курс не только не обеспечивает внешнеполитическую безопасность Беларуси, но и делает ее более уязвимой перед внешними угрозами.
Вступление республики в ШОС означает и рост координации внешней политики Москвы и Минска: обе столицы теперь делают ставку на международные организации вне коллективного Запада. Очевидно, это будет способствовать и укреплению двусторонних связей. Ранее внешнеполитические разногласия были важным фактором, осложнявшим отношения в рамках Союзного государства.
В качестве приоритетов своего участия в ШОС Беларусь обозначила развитие экономического сотрудничества и снижение зависимости от доллара как мировой резервной валюты.
Об этом, в частности, говорил Александр Лукашенко во время своего выступления на саммите: «В качестве приоритетного вопроса Беларусь рассматривает создание механизма двусторонних платежей в национальных валютах и коллективного финансового института ШОС. Мы все говорим, что мы большие, мы великие. Мы действительно великие. Нас более 40% населения, около трети мирового ВВП в долларовом исчислении, а по покупательской способности только в одной организации находятся два мощнейших лидера — Китай и Россия. И все дрожим перед этим долларом. Давайте сделаем определенные шаги, чтобы меньше зависеть от него».
Кроме того, белорусский лидер призвал принять в рамках ШОС евразийскую хартию разнообразия и многополярности. В этом его поддержал и Владимир Путин.
Присоединение Беларуси к ШОС в очередной раз подчеркивает несходство траектории ее политического развития с соседями по постсоветскому пространству — Прибалтикой и Украиной, где возобладал тренд на интеграцию в евроатлантические структуры, сопровождаемый всплеском антироссийских настроений и разрывом отношений с Москвой.
Беларусь в начале 1990-х годов также имела все шансы пойти этим же путем. Почему этого не произошло?
Во-первых, антироссийская политика, основанная на местном этническом национализме, не пустила в белорусском обществе такие глубокие корни, как в государствах Прибалтики и на Украине (прежде всего в ее восточных и центральных областях). Это позволило относиться к соседям на Западе и Востоке более спокойно и прагматично, без идеологических шор и клише.
Во-вторых, Запад не принял политического курса Лукашенко на укрепление президентской власти и интеграцию с Россией. Беларусь объявили «последней диктатурой Европы», что побуждало ее еще больше укреплять связи с РФ, Китаем, Венесуэлой, Ираном и другими дружественными государствами за пределами коллективного Запада.
Уже в 2000-е годы Беларусь становится активным участником Движения неприсоединения, а также развивает сотрудничество с Венесуэлой во времена президентства Уго Чавеса. Тогда же начинается сближение с Китаем. Беларусь стала, пожалуй, одной из первых постсоветских стран, рассмотревших потенциал сотрудничества с этой восходящей мировой державой. Поэтому присоединение к ШОС является вполне логичным продолжением этой линии белорусской внешней политики.
Западные комментаторы встретили расширение ШОС с нескрываемым скепсисом и раздражением. Основной смысл этих комментариев свелся либо к утверждению о незначительности ШОС как международного объединения, либо к тому, что это китайский геополитический проект, и в рамках ШОС Беларусь «уплывет» от России в зону влияния Китая.
Таким образом, Запад будет активно разыгрывать тему российско-китайских противоречий и пытаться столкнуть Москву и Пекин лбами, спровоцировав их конкуренцию на постсоветском пространстве.
Очевидно, что ШОС не является проектом китайского доминирования, хотя Пекин, безусловно, рассматривает его как инструмент продвижения своих интересов. Однако в организацию входят такие государства, как Индия, которые во многих аспектах являются геополитическими оппонентами Китая. Таким образом, ШОС — подлинно многосторонний формат и механизм согласования порой противоречивых интересов ведущих евразийских игроков.
Что касается постсоветского пространства, то рост экономического влияния Китая здесь несомненен. Однако он не сопровождается продвижением какой-то специфической «прокитайской» повестки. Более того, Пекин, очевидно, не ставит своей задачей ущемление геополитических интересов России, которую рассматривает как важного партнера по обеспечению стабильности и безопасности в регионе. Это в полной мере касается и Беларуси, в которой Китай видит важный элемент своих экономических проектов, но не геополитический рычаг, направленный против Москвы.
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН