Проведение промежуточного саммита НАТО в Риге в июне 2024 года перед основной частью в Вашингтоне многие эксперты расценили как утешительный приз. Ни одна из балтийских стран не получила пост главы Североатлантического альянса, хотя на него имели виды и эстонка Кая Каллас, и американский латыш Кришьянис Кариньш.
Оба непопулярных премьер-министра очень хотели заполучить какой-нибудь престижный кабинет в Брюсселе. Теперь на кону комиссарские позиции в Еврокомиссии. Кариньшу там не светит ничего, а вот Каллас позиционируется как будущий глава европейской дипломатии.
У стран Старой Европы Каллас симпатий не вызывает. Однако не в восторге от ее кандидатуры и соседи-конкуренты. Военный эксперт, бывший представитель Латвии в НАТО Раймонд Рубловский считает, что появление Каллас в Брюсселе в качестве «министра иностранных дел» грозит «эскалацией», а люди власти пытаются избегать обострения.
Стоит обратить внимание на смену риторики. Еще недавно все прибалтийские спикеры регулярно твердили о «победе Украины» и о том, что следует приложить к этому все силы. Сейчас такие же заявления уже воспринимаются как «эскалация». Саммит в Риге показал, что позиции прибалтов слабы как никогда: после присоединения Швеции и Финляндии к НАТО значение балтийского плацдарма настолько снизилось, что даже рокадную железную дорогу Rail Baltica Еврокомиссия переложила на плечи Таллина, Риги и Вильнюса. А поскольку стоимость с прогнозировавшихся в 2019 году 3,7 миллиарда евро выросла уже втрое, и это явно не предел, оптимизма по поводу реализации проекта в Балтийских странах нет. Без военных и прочих грузов эта дорога не имеет коммерческой перспективы, а перебрасывать войска морем на Скандинавию и дешевле, и удобнее.
Отказ от Rail Baltica — это фактически отказ от военной поддержки Прибалтики, которая в одиночку защищать свои границы не в состоянии.
Понимая это, политики Прибалтийских республик всячески пытаются показать свою важность и нужность Вашингтону и Брюсселю. Их цель проста: накаляя отношения с соседями — Россией и Беларусью, — добиться денег на собственные нужды. Ведь даже упомянутая выше Rail Baltica на поверку оказалась попыткой за европейские деньги получить дополнительное финансирование: латвийский Минфин посчитал, что за счет налога на добавленную стоимость при строительных работах (21%) получит в казну больше, чем должен внести в проект со своей стороны (15%).
Прибалтийские политики для получения денег от Брюсселя и Вашингтона, вероятно, готовы были бы пойти на любые действия. Однако на каждого из кандидатов на высокие должности в Брюсселе имеется компромат, за который их можно посадить на скамью подсудимых. В начале 1990-х прибалтийских политиков можно было склонить на свою сторону за деньги, сейчас ценник увеличился, но схема продолжает работать. Так, у Каи Каллас имеется неоднозначное прошлое, в котором есть семья коллаборационистов: дедушка из «Омакайтсе» служил фашистской Германии, папа как глава Сбербанка Эстонской ССР служил советам, а муж зарабатывал деньги на российских грузах, пока Каллас лоббировала ужесточение политики в отношении РФ.
Так что Каллас удобна для европейских чиновников и вполне может получить мандат в Еврокомиссии. На фоне общей турбулентности, охватившей Евросоюз, это будет не страшно и не особо заметно. А риторика Каллас в нынешних условиях уже никого не пугает.