На белорусско-украинской границе — эскалация напряженности. Белорусские силовики фиксируют концентрацию украинских вооруженных формирований на границе с Беларусью, а также рост активности украинских разведывательных беспилотных аппаратов. Кроме того, отмечается появление экстремистов, ранее отметившихся в диверсиях и террористических актах на территории России.
По словам начальника белорусского Генерального штаба Павла Муравейко, ситуация на южных рубежах Беларуси сложная и меняется каждый день, причем не в лучшую сторону. Муравейко отметил, что основная концентрация украинских спецподразделений наблюдается в Житомирской области, в районе города Овруч, расположенного недалеко от границы с Беларусью. Это может указывать на подготовку диверсий и терактов на белорусской территории. При этом Муравейко отметил, что в случае угрозы суверенитету и независимости Беларусь готова применить размещенное в республике российское нестратегическое ядерное оружие.
Является ли нынешняя эскалация временным обострением? Или готовится масштабная провокация с целью втягивания республики в украинский конфликт и дестабилизации обстановки внутри республики?
Следует отметить, что после начала СВО обстановка на белорусско-украинской границе оставалась относительно спокойной.
Как известно, в первые недели СВО группа российских войск, действовавшая в северных областях Украины, заходила туда с территории Беларуси. Это позволило Киеву и Западу обвинить Минск в соучастии в «российской агрессии», что стало поводом для введения новых санкций в отношении республики.
Однако после того как российские войска ушли с севера Украины, Киев не стал предпринимать в отношении Беларуси каких-либо агрессивных действий. Разумеется, транспортное сообщение через белорусско-украинскую границу было полностью прекращено, а сама граница превратилась в некое подобие позиционного фронта. Украина организовала вдоль границы минные заграждения, а также взорвала мосты на дорогах, ведущих в сторону Беларуси.
Меры по укреплению границы были приняты и с белорусской стороны.
В то же время в граничащих с Украиной областях Беларуси не происходило ничего подобного тому, что творилось и творится в Брянской, Белгородской или Курской областях, которые переживают регулярные обстрелы и подвергаются атакам украинских ДРГ.
Между тем белорусские власти постоянно заявляют о нарастании угроз со стороны Украины. В феврале этого года в Лельчицком районе Гомельской области, граничащем с Украиной, был даже объявлен режим контртеррористической операции в связи с проникновением украинской ДРГ.
Глава белорусского КГБ Иван Тертель также сообщал о подготовке Украиной масштабной провокации, предполагавшей в том числе захват диверсантами Кобринского района Брестской области.
Обеспокоенность белорусских властей ситуацией на границе с Украиной вполне понятна. Белорусско-украинская граница весьма протяженная, ее длина составляет более тысячи километров, она пролегает в малонаселенной лесисто-болотистой местности, и охранять ее довольно трудно. При этом в непосредственной близости от нее находится ряд стратегических объектов — например, Мозырский нефтеперерабатывающий завод и железная дорога Брянск — Гомель — Брест. Кроме того, часть белорусско-украинской границы проходит через чернобыльскую зону отчуждения, которая является настоящей находкой для вражеских лазутчиков и диверсантов.
Однако до настоящего времени Украина воздерживалась от каких-либо активных действий на белорусском направлении. С точки зрения военной логики это вполне разумно. Украина завязла в масштабном военном конфликте с Россией, ее ресурсы крайне ограничены, даже несмотря на западную поддержку, и открывать второй фронт с Беларусью было бы самоубийством.
Тем не менее Украина является несомненно враждебным Беларуси государством. Именно на Украине нашли прибежище наиболее радикальные белорусские националисты, воюющие против России в рамках специально созданных формирований, такие как «полк Кастуся Калиновского».
Это боевики, получающие реальный военный опыт, которые не скрывают, что хотели бы перенести войну на территорию Беларуси и взять реванш за провал переворота 2020 года.
Кроме того, нужно помнить, что Украина — государство, критически зависимое от помощи стран НАТО. Отказ от эскалации с Беларусью укладывается в логику узко украинских интересов, но далеко не обязательно совпадает с планами западных партнеров Киева.
Запад находится перед непростым выбором, что делать далее с конфликтом на Украине. Ставка на слабость России и на то, что она не выдержит затяжного противостояния, не оправдалась. Мало того, все более отчетливо маячит перспектива военной катастрофы Киева из-за исчерпания демографического ресурса.
В этих условиях может быть предпринята попытка отвлечь внимание России, вынудить ее рассредоточить свои ресурсы и тем самым ослабить давление на Украину.
Конфликт в Беларуси подходит для этого как нельзя лучше, поскольку резко увеличит театр боевых действий и заставит Россию вмешаться. Кроме того, Запад может таким образом попытаться окончательно закрыть для себя проблему «режима» Лукашенко и вырвать Беларусь из зоны влияния России, тем самым существенно ухудшив общее геополитическое положение Москвы.
Пока сложно судить, является ли нынешняя напряженность на белорусско-украинской границе подготовкой к полномасштабной эскалации или это лишь предварительное прощупывание военных возможностей Минска. Но очевидно, что расслабляться Беларуси не стоит.
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН