Уголовное дело, возбужденное на ранее непотопляемого кума главы Офиса президента Украины Николая Тищенко за «наезд» на мошеннический колл-центр, свидетельствует о том, что криминалитет полностью подмял под себя официальный Киев. Николаю Тищенко прощали связи с организованной преступностью, коррупцию и самовольные отлучки в Таиланд, но не простили «разборки» с «офисом» телефонных аферистов. Где заканчивается ОПГ и начинается государство Украина, понять все сложнее.
Масштабные разборки, произошедшие на днях в Днепре (бывшем Днепропетровске), оказались в центре внимания украинских СМИ и социальных сетей. В местных группах появилось видео того, как группа людей в камуфляже без опознавательных знаков арестовывает на улице неизвестного мужчину и надевает на него наручники. Позже стало известно, что задержанный — бывший боевик одного из неонацистских формирований Дмитрий Павлов. А неизвестные в камуфляже — «группа поддержки» народного депутата Николая Тищенко.
Последний — фигура очень колоритная. Согласно украинским СМИ, в юности он был бригадиром одной из самых больших и жестоких оргпреступных группировок Киева, которой руководил Борис Савлохов. Нынешний депутат тогда был известен под кличкой «Коля Оболонский». Судя по просочившимся из баз УБОПа в СМИ данным, «Оболонский» мог быть причастен к торговле героином.
Позже Тищенко стал «светиться» как учредитель сетей обувных магазинов и дорогих ресторанов. Параллельно он снимался в популярных телешоу.
В 2019 году Николай Тищенко совершил стремительный прорыв в большую политику — избрался в парламент от пропрезидентской партии «Слуга народа», заняв должности замглавы ее фракции в Верховной раде и руководителя киевской городской (в дальнейшем закарпатской областной) партийной организации. Кумом Тищенко стал могущественный глава Офиса президента Украины Андрей Ермак, крестивший его ребенка.
В 2021 году Тищенко получил «партийный выговор» за демонстративное нарушение коронавирусных ограничений во время празднования дня рождения жены. Но украинскую общественность гораздо больше интересовало обсуждение «вброшенной» самим Тищенко провокационной идеи о необходимости переименования котлет в «митболы».
В дальнейшем блогеры и журналисты заговорили о том, что Тищенко причастен к схемам контрабанды на Закарпатье, но и это не пошатнуло его политические позиции. Впрочем, как и обнародованные в сети аудиозаписи и документы, указывающие на получение денег от некоторых мошеннических колл-центров. Выговором закончилась демонстративная поездка Тищенко в Таиланд на фоне запрета мужчинам выезжать за границы страны. Его показательно исключили из партии, но его позиции от этого не ослабли. Ведь покровителя Тищенко Ермака многие эксперты называют даже более влиятельной персоной, чем сам Зеленский. Но теперь Николай, похоже, все-таки окончательно перешел черту.
«Часть неонацистских батальонов крышует ОПГ "Девятки", бригаду, которая занимается колл-центрами. А работают нацбаты под крышей Сергея Петровича Лысака. Это председатель областной военной администрации, бригадный генерал СБУ. Народный депутат Тищенко, желая "пробить" колл-центр на получение 1 миллиона долларов и регулярные месячные отчисления "за крышу", приехал в Днепр пару недель назад», — пишет украинский блогер Анатолий Шарий.
По его словам, в колл-центре договариваться с Тищенко о «совместной работе» не пожелали. А губернатор, тесно сотрудничавший с «Девятками», даже не принял депутата. Тогда Тищенко отправился в Киев и переговорил с руководителем одной из силовых структур, «благословившим» Николая на «войну». Тищенко вернулся в Днепр и атаковал сразу пять колл-центров. С руководителем охраны одного из них у депутата и вышел конфликт, попавший на видео.
Пиарщики «Девяток» моментально разогнали видео по популярным телеграм-каналам и средствам массовой информации, представив произошедшее в выгодном для себя и невыгодном для Тищенко свете.
Против Тищенко и сопровождавших его «людей в камуфляже» было возбуждено уголовное дело по статьям о незаконном задержании и избиении.
Тем временем нардеп публично обвинил колл-центры в финансировании потенциального госпереворота.
«Обвиняю главу ДСР (департамент стратегических расследований, — прим. ред.) полиции Днепра в крышевании. Буду это проверять. Он полностью врет. Ко мне обратился один из народных депутатов с просьбой его не трогать. Благодаря ботоферме планировался и планируется госпереворот на Украине. Вы видите сценарий военного переворота, который будет осуществляться, по моему мнению, с помощью денег, взятых из колл-центров и ботоферм. Там существуют свои частные армии. Эти частные армии формируют из бывших военных, которые пришли с фронта», — заявил Тищенко.
Однако его уже никто не хотел слышать. Ермак впервые публично открестился от своего кума. А суд отправил его под круглосуточный домашний арест с ношением электронного браслета. В интернете появилась петиция о лишении Тищенко депутатских полномочий — что, правда, невозможно, так как избирался он в одномандатном округе.
Тищенко, конечно, персонаж малопривлекательный. И за все свои проделки заслуживает сурового наказания. Вот только очень жаль, что в происходящем сейчас конфликте украинская общественность не задает очевидные вопросы.
Из-за чего все-таки на улице Днепра возник конфликт, приведший к суду над Тищенко? И почему здоровый молодой человек неожиданно оказался «бывшим» военнослужащим, находящимся очень далеко от окопов?
И здесь версия Тищенко (за исключением его благородных мотивов и «подготовки госпереворота») выглядит весьма правдоподобно. Однако ни исполнительная власть, ни Государственное бюро расследований, ни суд с прокуратурой ничего об этом не хотят слышать.
«Этот случай показал, что мошеннические колл-центры (они же "офисы") стали крайне влиятельным субъектом на Украине. Кампания, которую они в ответ начали против Тищенко, была тотальной. В ней участвовали крупнейшие украинские паблики и СМИ. Подключились военные, полиция (которую Тищенко обвинял в крышевании колл-центров) и даже активисты-«антикоррупционеры». Давление оказалось столь сильным, что даже Ермаку, второму по влиятельности человеку в государстве, пришлось публично отречься от Тищенко и потребовать от него сдать мандат. При этом мало кто задался вопросом: а что, собственно говоря, думают власти и правоохранительные органы по поводу размаха мошеннического бизнеса колл-центров на Украине?», — пишет телеграм-канал «Политика страны».
В рамках «кризисного менеджмента», на тот случай, если неудобные вопросы все-таки возникнут, в украинский сегмент интернета была вброшена серия постов о том, что колл-центры «хорошие», так как обманывают только россиян. Однако и это — миф. Украинские преступники не только изображают сотрудников службы безопасности Сбера, звоня российским пенсионерам.
Уже несколько европейских государств высказывали Киеву свое недовольство по поводу телефонных атак против своих граждан, а с украинских счетов аферисты увели в 2023 году, только по официальным данным, более 800 миллионов гривен (свыше 20 миллионов долларов).
Тем не менее украинские власти мошенников практически не трогают и даже приносят им в жертву своих влиятельных политических союзников. Это свидетельствует о том, что сеть ОПГ с многомиллиардными оборотами сегодня фактически обладает на Украине верховной властью, то ли полностью подмяв под себя государство, то ли органично объединившись с его институтами.