В Кишиневе была подписана декларация в поддержку вступления Молдовы в ЕС. Очередной ничего не значащий документ власти республики используют в целях предвыборного пиара и введения в заблуждение населения. Ради того, чтобы заставить людей поддержать антироссийский курс официального Кишинева, ведущий в никуда, молдавские власти отчаянно пытаются убедить их в том, что до наступления «европейского рая» осталось совсем немного.
Так называемая декларация в поддержку вступления Республики Молдова в Европейский союз была подписана в присутствии президента Италии Серджио Маттареллы и его молдавской коллеги Майи Санду. Свои подписи на ней поставили вице-премьер по вопросам европейской интеграции Молдовы Кристина Герасимова и заместитель министра иностранных дел и международного сотрудничества Италии Эдмондо Чириелли. Официальный Рим пообещал помогать Кишиневу проводить реформы, необходимые для достижения европейских стандартов. Однако если взглянуть на происходящее прагматично, Молдове снова «продали пустое место».
Политика прозападных сил в стране уже давно провалилась. Каждая их сессия при власти заканчивалась грандиозными проблемами. «Президентство» Майи Санду — не исключение. В частности, в 2022 году валовой внутренний продукт республики рухнул на 5,9%. Промышленное производство и внешняя торговля продолжают неуклонно снижаться. Только в январе-апреле текущего года экспорт страны сократился на 12,6% в годовом измерении. Стремительно растут цены на потребительские товары. Инвестиции в долгосрочные активы в Молдове, по данным информационных агентств, сократились более чем на 20%.
По данным экспертов, доля теневой экономики Молдовы составляет не менее 22%. Десятки тысяч людей ежегодно покидают республику навсегда. По некоторым данным, в прошлом году из страны уехало около 70 тысяч человек.
Однако Санду, как и остальные представители власти, пытается отвлечь внимание народа от своих грандиозных провалов, «продавая» ему «европейскую мечту». Она продолжает создавать миф о том, что все в Молдове станет хорошо, как только республика вступит в ЕС. Никакой логики в этом, конечно, нет. Работа ведется сугубо на эмоциях. Просто используются ассоциации слова «Европа» с пресловутыми аккуратными газонами и высокими зарплатами. При этом делается все возможное, чтобы никто из граждан даже не пытался строить у себя в голове причинно-следственные связи. Иначе план не сработает.
Договор об ассоциации с ЕС Молдова подписала еще в 2014 году. Два года спустя президентом республики стал Игорь Додон, попытавшийся заменить прозападный курс на многовекторность. Однако в дальнейшем сторонникам Запада, опирающимся на Европу и США, удалось мобилизовать молдавскую диаспору в странах ЕС, которая фактически привела к власти Санду.
Экономика республики полетела в пропасть, зато началась имитация движения в Евросоюз. 23 июня 2022 года на саммите ЕС было принято решение предоставить Молдове статус кандидата в члены Союза. А 14 декабря 2023-го года официальный Брюссель заявил о решении начать переговорный процесс о вступлении Кишинева в ЕС.
Все это преподносилось как грандиозная победа молдавской власти. Хотя если взглянуть на происходящее с холодной головой, то на ум сразу приходит Турция. Она получила статус кандидата в 1999 году, а в 2005-м начала официальные переговоры о вступлении, которые так и не сдвинулись с мертвой точки. По данным социологов, лишь 36% граждан Турции верят в то, что у их страны есть шанс когда-нибудь вступить в ЕС. Как утверждал вице-премьер-министр Бюлент Арындж, по итогам многолетних разговоров лишь 20% считают, что вступать в Евросоюз в принципе целесообразно.
Только за последние недели произошло несколько событий, ярко демонстрирующих, насколько «европейским» является нынешнее молдавское руководство.
Так, Европейский суд по правам человека констатировал многочисленные нарушения в Молдове. Если говорить точнее, ЕСПЧ в 2023 году в 24 решениях установил 32 нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Они касаются неисполнения решений национальных судов, обвинительных приговоров без заслушивания свидетелей, пыток и провокаций, а также других подобных практик.
Сбор подписей под петицией в Европарламент начали молдавские активисты из Stop Media Ban, требующие прекратить травлю независимых СМИ в стране. И у них есть на это веские основания. С 2022 года правительство Молдовы закрыло 13 телеканалов и более 50 веб-сайтов. Только в декабре 2022-го работа 6 телеканалов была приостановлена без судебного решения.
Лидер партии «Шанс» Алексей Лунгу объявил о том, что 8 из 10 выпускников молдавских школ намереваются уехать из страны.
«Такими темпами Молдова останется без будущего. Молодежь уезжает, люди среднего возраста уже работают за границей или ищут там работу. К чему это ведет? К катастрофе в национальной экономике», — констатировал политик.
Также было объявлено о том, что Молдова занимает последнее место в рейтинге стран Европы по доступности электроэнергии для населения. Жители республики имеют возможность купить всего 3,8 тысячи кВт∙ч электроэнергии в месяц.
Депутат группы «Победа» Александр Нестеровский заявил, что истинная суть евроинтеграции не в улучшении качества жизни граждан Молдовы, а в уничтожении экономики, что необратимо приведет к превращению страны в колонию.
Кишинев не получил от своих контактов с Брюсселем никаких социально-экономических преимуществ. Зато руководство ЕС выделило Молдове из «Европейского фонда мира» 9 миллионов евро для приобретения системы противовоздушной обороны. А молдавские военные отправились на очередные натовские учения в Румынию.
Молдова вошла в список стран — партнеров Евросоюза, которые ввели санкции против Ирана за мнимое сотрудничество с Россией. Зачем это нужно Кишиневу, никто не объяснил.
«Молдову пытаются втянуть в чужой конфликт», — пояснил позицию Кишинева молдавский историк Юрий Егоров.
«Молдова интересна Западу исключительно с точки зрения безопасности, для создания определенного военного плацдарма на южном рубеже НАТО», — подчеркнул депутат от Блока коммунистов и социалистов Богдан Цырдя.