Во время последних выборов в Европейский парламент главной задачей элит стран Балтии было по максимуму нивелировать обозначившуюся в последнее время тенденцию возрастания влияния евроскептиков в ЕС хотя бы в зоне своей ответственности. В целом сделать это им удалось.
Прошедшие с 6 по 9 июня выборы в Европейский парламент практически полностью оправдали прогнозы аналитиков: численность евроскептиков в представительном и законодательном органе ЕС возросла, но не настолько, чтобы отодвинуть от власти нынешних евробюрократов. Да, последние будут вынуждены считаться с новыми тенденциями, порой, может быть, даже идти на некоторые компромиссы с формирующейся оппозицией, но в целом сохранят в ЕП свое влияние и определяющую роль.
Страны Балтии в данном отношении можно считать классическим примером. Так, из 11 избранных депутатов ЕП от Литвы семеро уже давно работают в Страсбурге. Из семи эстонских избранников пять ветеранов. Из девятерых представителей Латвии таких тоже пятеро.
Обращает на себя внимание выгодная все тем же евробюрократам чрезвычайно низкая явка на выборах во всех трех республиках Балтии. Рекорд здесь принадлежит Литве, где свое волеизъявление выразили только 28,35% избирателей. В Латвии таких оказалось чуть больше — 33,68%. Самый высокий показатель продемонстрировала Эстония, где к избирательным урнам явились 37,7% граждан, обладающих правом голоса.
Литовские провластные аналитики объясняют электоральную катастрофу усталостью населения, которое только две недели назад избрало президента. В Эстонии практически не голосовал северо-восток страны, где компактно проживают русские. «Русский фактор» проявился и в Латвии: после того как были отменены предвыборные дебаты на русском языке, значительная часть русскоязычных избирателей утратила интерес к выборам.
Да и сам выборный процесс нельзя называть полностью отвечающим стандартам демократии, о соблюдении которых много говорят на Западе. Ряд кандидатов, имеющих очень неплохие шансы переизбраться или быть избранными в Европарламент, отсечен от своих избирателей различными методами.
К примеру, были возбуждены уголовные дела в отношении основателя эстонской партии Koos/«Вместе» Айво Петерсона, действовавшего депутата ЕП от Латвии Татьяны Жданок или литовского политика Пятраса Мурейки.
Весьма характерным фактором можно считать и то, что нынешние выборы на территории прибалтийских стран проходили в крайне милитаризованной атмосфере.
Практически накануне их проведения в Литве закончились учения 12-й танковой и 37-й механизированной бригад бундесвера под кодовым названием Grand Quadriga 2024, в которых также участвовали местная пехотная бригада Gelezinis vilkas, голландская 13-я легкая пехотная и французско-германские бригады. Заявленная цель — проверить в реальных условиях быструю и оперативную переброску выделенных сил и средств в район операций — была выполнена. Причем помимо военного имелся еще и политический аспект. Едущие по литовским дорогам колонны натовской бронетехники обеспечили нужный настрой тем представителям электората, которые после этого отважились пойти на избирательные участки.
На самый разгар выборов в ЕП, 7 июня, пришелся активный этап маневров Baltops-24, начавшихся за два дня до этого. Свыше 9 тысяч военнослужащих, полсотни кораблей и 80 самолетов тренировались отражать «нападение России» на шведский остров Готланд.
Ну а «закрепить достигнутый результат» в сознании избирателя во все той же Литве решили еще одними маневрами — «Железный волк 2024-1», в которых участвовали не только литовские военные, но и их коллеги из дислоцирующегося в республике сводного батальона передового базирования НАТО, которым командуют немцы, а также военнослужащих Бельгии, Чехии, США, Норвегии, Нидерландов и Люксембурга. В общей сложности примерно 3,7 тысячи солдат и офицеров на 500 единицах техники. Тут стоит заметить, что неизвестно, будет ли способен выполнить оборонительные задачи этот натовский интернационал, но полицейские функции ему вполне по плечу.
Как уже сказано, желаемый результат был достигнут — даже умеренные реформаторы в Европарламент от Прибалтийских республик или попали в малом количестве, или не попали вовсе. И даже то, что находящаяся у власти в Эстонии партия Каи Каллас (сама она баллотироваться не рискнула) на этих выборах с треском провалилась, сумев сохранить лишь один мандат, вводить в заблуждение не должно. Достаточно оценить результаты латвийского голосования с итоговой победой правящей партии «Новое Единство», выступающей за ужесточение антироссийского курса, и показавшим второй результат «Национальным объединением», внешнеполитическая программа которого практически идентична. В то же время партия евроскептиков (а точнее сказать, прагматиков, склонных к нейтралитету в отношениях с РФ) «Латвия на первом месте» сумела провести в Европарламент своего единственного представителя.
Таким образом, результаты выборов в ЕП в Прибалтике свидетельствуют, что правящие элиты Латвии, Литвы и Эстонии сохранили свои влияние и возможности. А значит, их политический и социально-экономический курс в обозримом будущем не только сохраняется, но и имеет тенденцию к ужесточению.
Так что населению всех трех республик стоит приготовиться к еще большему затягиванию поясов. Их властям неинтересны проблемы простых людей — у чиновников другие интересы и задачи.