Беларусь станет полноправным членом Шанхайской организации сотрудничества на предстоящем саммите в июле, который состоится в Астане. Об этом заявил генеральный секретарь ШОС Чжан Мин. Он также отметил, что со вступлением Беларуси «число государств-членов достигнет исторического двузначного прорыва». Таким образом, евразийский вектор внешней политики официального Минска обретает новые очертания. Беларусь давно стремилась стать членом ШОС и уже имела статус наблюдателя в этой организации. Аналогичные намерения у Беларуси есть и в отношении другой влиятельной международной организации — БРИКС.
Вступление Минска в международные структуры, членом которых уже стала Россия, — хороший знак. Это благотворно скажется и на развитии интеграционных процессов в рамках Союзного государства, обеспечивая более координированную внешнюю политику его участников.
Общность внешнеполитических подходов является важным условием любого интеграционного проекта. Ведь если субъекты интеграции на международной арене, что называется, смотрят в разные стороны, то и договориться между собой они вряд ли смогут.
Долгое время разница в подходах к внешней политике оставалась ахиллесовой пятой Союзного государства. Особенно ярко это проявилось в период 2014–2020 годов, когда Москва и Минск демонстрировали разные позиции в отношении конфликта на Украине, отношений с ЕС и США. Запад, со своей стороны, активно использовал эти разногласия, чтобы вбить клин между двумя союзными государствами.
События 2020–2022-х окончательно развеяли западноориентированные иллюзии белорусского руководства. Стало очевидно, что ЕС и США стремятся установить в Минске марионеточный режим, который они планировали использовать в своих геополитических играх против России. Чем это обернулось бы для самой Беларуси и ее граждан, никого не интересовало.
Сегодня Москва и Минск демонстрируют принципиальную общность своих внешнеполитических подходов. Обе страны избавились от иллюзий в отношении западных стран и отказались от попыток выстроить с ними какое-то близкое партнерство. Более того, очевидно, что ни Россию, ни Беларусь не устраивает роль Запада как мирового жандарма, диктующего правила на международной арене.
В этих условиях закономерным становится поиск альтернативных моделей организации международной политики, которые не будут связаны с глобальным диктатом Запада и станут альтернативой ему.
За последние десятилетия на международной арене сформировался ряд новых центров силы, стремящихся к более самостоятельной политике, что закономерно побуждает их к сотрудничеству и взаимодействию.
В первую очередь речь идет о Китае, который буквально за пару десятилетий превратился из отсталой страны «третьего мира» в ведущую мировую державу.
КНР стремится продвигать собственную повестку на международной арене и выстраивать собственные структуры сотрудничества. Именно этим целям служит ШОС. В то же время организация не является формой китайского политического или экономического диктата.
Об этом свидетельствует хотя бы то, что в организацию входят страны, которые зачастую имеют весьма непростые отношения как с Китаем, так и друг с другом — например, Индия и Пакистан.
Задача ШОС — выстраивание широкого диалога и сотрудничества на евразийском материке без вмешательства и диктата со стороны Запада. Присоединение Беларуси к этой организации — важный акт внешнеполитического самоопределения.
БРИКС представляет собой еще более широкое объединение, охватывающее не только Евразию, но и весь мир.
Очевидно, важно обеспечить сопряженность и согласованность этих международных форматов, которые могут стать несущей конструкцией для новой архитектуры международных отношений.
В то же время нельзя забывать и о более узких интеграционных форматах. Очевидно, чем шире международная организация, тем больше разногласий между ее участниками. А значит, возможности таких форматов остаются так или иначе ограниченными. В их рамках можно согласовывать разве что самые общие вопросы. Это, безусловно, важно, но недостаточно.
Сотрудничество углубляется на более низком, региональном уровне — там, где культурные, исторические и экономические связи теснее.
Для России и Беларуси таким макрорегионом, представляющим первостепенный интерес, остается постсоветское пространство, в рамках которого действуют свои интеграционные форматы — ЕАЭС и ОДКБ.
Еще более тесный интеграционный форматом — Союзное государство России и Беларуси, что неудивительно, учитывая их тесную культурно-историческую связь.
Таким образом, на международной арене формируется целая сеть новых форматов, более широких и более узких, решающих разные задачи на разных уровнях мировой системы.
Важно обеспечить их максимально возможную согласованность.
Так, со вступлением Беларуси в ШОС практически все участники евразийской интеграции становятся членами этой структуры. Это может стать дополнительным стимулом для развития евразийских интеграционных инициатив как в формате ЕАЭС, так и в формате Союзного государства, и открыть перед ними новые возможности, которые дают членство в ШОС и сотрудничество с другими членами организации, не являющимися участниками евразийских интеграционных форматов.
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН