Главы МИД Латвии, Литвы и Эстонии лично поддержали усиленно раздуваемые Западом протесты против принятия в Грузии закона об иностранных агентах. Прибалтийские дипломаты пытаются позиционировать себя как защитников западных ценностей и свобод. Однако в реальности они продвигают чужие интересы, весьма далекие от их собственных.
Судя по всему, причиной принятия закона об иностранных агентах стало слишком сильное желание коллективного Запада управлять всеми процессами в Грузии, полностью определяя как внешнюю, так и внутреннюю политику закавказской страны. Непрекращающееся внешнее давление, особенно усилившееся после ареста экс-президента Саакашвили в 2021 году, в конечном итоге заставило грузинские власти задуматься хотя бы о каких-то ограничительных мерах в отношении переходящих все рамки приличия иностранцев и особенно их протеже из многочисленных так называемых неправительственных организаций.
По состоянию на 2024 год в Грузии насчитывается примерно 25 тысяч НПО. И это в стране с населением около 3,5 миллиона человек. Причем 90 процентов таких структур финансируется из-за рубежа.
Разрабатывая проект закона об иноагентах, официальный Тбилиси сделал все, чтобы не раздражать представителей коллективного Запада. Любой непредвзятый эксперт подтвердит, что документ фактически является сильно смягченной версией американского аналога. Видимо, у разработчиков грузинской версии была надежда, что ЕС не захочет спорить с Вашингтоном. Ожидания эти, как выяснилось в дальнейшем, были наивными: тот же Вашингтон дал отмашку, и Грузию охватили протесты, к которым не замедлили подключиться действующие европейские политики.
Апогеем вмешательства в дела суверенного государства стало непосредственное участие глав МИД Латвии, Литвы и Эстонии в антиправительственном митинге 15 мая. Особенно отличился литовский министр Габриэлюс Ландсбергис, выступивший со сцены с речью.
«Европейский путь для Грузии после принятия закона об иноагентах закрыт», — заявил этот «видный демократ и борец за права человека».
В данной ситуации Ландсбергис, а также его латвийский и эстонский коллеги выступают исключительно как инструменты в чужих руках.
Очевидно, что главы МИД стран Балтии продвигают не эстонские, латвийские или литовские интересы в Закавказье — у них они отсутствуют как таковые.
Стоит отдать должное руководству Грузии. Например, глава ее МИД Илья Дарчиашвили, в отличие от своих прибалтийских коллег, постарался остаться в рамках классической дипломатии, охарактеризовав их участие в протестном митинге как «недопустимый и неслыханный» поступок.
Председатель правящей партии «Грузинская мечта» Ираклий Гарибашвили был куда более резок, прямо назвав поведение прибалтийских политиков оскорблением:
«Это красная линия. И они еще говорят нам о дружбе! Когда они учат нас уму с трибуны оппозиции, это неприемлемо».
Гарибашвили, возможно, даже сам не представляет, насколько он прав в своей оценке. К примеру, пока главный эстонский дипломат отстаивал в Грузии западные ценности, у него на родине озаботились тем, что большинство избранных в правление Социал-демократической партии Эстонии оказались русскими.
«Русификация Таллина — это недопустимо! — заявил член городского собрания столицы Урмас Рейтельманн. — Мы получаем настоящую русскую партию!»
Если это не дискриминация по этническому и национальному признакам, тогда что это? А как вписываются в каноны демократии десятки и сотни тысяч человек, до сих пор имеющих унизительный статус «неграждан» в той же Эстонии и в Латвии? Возможно, запрет российских СМИ во всех трех Прибалтийских республиках — это и есть та самая свобода слова по-европейски?
То, что Грузия не намерена поддаваться неприкрытому шантажу, подтвердил спикер парламента страны Шалва Папуашвили, назвав участие прибалтийских министров иностранных дел в протестах «в лучшем случае лицемерием, а в худшем — подрывной деятельностью».
Ну а своеобразный итог вынужденному пересмотру принципов знаменитого грузинского гостеприимства подвело общественное движение «Сила народа».
«Прежде чем открыть дверь гостю, нам следует более внимательно изучить цель его визита», — так теперь считают там.
Даже покинув Тбилиси, прибалты не успокоились. В том случае, если в Грузии все же примут закон об иноагентах, Эстония обещает ввести санкции не только в отношении грузинских чиновников — безвизовый въезд в ЕС через эстонскую территорию запретят и рядовым грузинам. Американцы, кстати, также грозили рестрикциями, но только членам правительства Грузии.