Двадцать семь лет назад, 23 мая 1997 года, президенты Беларуси и России поставили свои подписи под Уставом Союза двух государств. Этот документ, являясь неотъемлемой частью Договора о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года, имеет свою короткую, но яркую историю и стал одной из основ конструирования Союзного государства.
Сложившаяся в середине 1990-х годов ситуация в Беларуси и России определила выбор политических элит в пользу интеграции. Обращение к идее объединения для руководства двух стран в середине 1990-х гг. позволяло решить ряд вопросов как двусторонних отношений, так и в области внешней политики.
В Беларуси весомыми аргументами в пользу курса на экономическое и военно-политическое сближение с Россией являлись необходимость преодоления экономического кризиса и повышения уровня жизни населения, проблемные отношения с Западом. Особенности промышленной структуры ориентировали белорусских производителей на российский рынок, поставки нефти и газа по благоприятным для белорусской экономики ценам позволяли ей более уверенно функционировать в условиях перехода к рыночной модели.
На референдуме в мае 1995 года большинство участвующих поддержало курс президента Александра Лукашенко на развитие экономической интеграции с Российской Федерацией, а также придание русскому языку равного статуса с белорусским.
Для России в отношениях с Беларусью была важна геополитическая составляющая, так как союз с этой республикой позволял влиять на баланс отношений в Восточной Европе. Руководство Российской Федерации в середине 1990-х годов под влиянием планируемого расширения НАТО и Европейского союза в восточном направлении скорректировало свои внешнеполитические подходы. В частности, было заявлено, что Россия в ответ на неблагоприятную ситуацию, складывающуюся на ее западных границах, будет наращивать усилия по укреплению союзнических отношений с соседними странами, в первую очередь с Беларусью и Украиной. Накануне президентских выборов 1996 года с целью укрепления позиций Бориса Ельцина было решено активизировать интеграционные проекты, в том числе с использованием ностальгии части населения по временам СССР.
2 апреля 1996 года был подписан Договор об образовании Сообщества России и Беларуси. В честь этого события установлен государственный праздник — День единения народов Беларуси и России, который отмечается ежегодно 2 апреля. В соответствии с договором «стороны решили на добровольной основе образовать глубоко интегрированное политически и экономически Сообщество Беларуси и России в целях объединения материального и интеллектуального потенциалов своих государств для подъема экономики, создания равных условий повышения уровня жизни народов и духовного развития личности». Реализация апрельских договоренностей 1996 года проходила в сложных условиях: в Беларуси развернулось противостояние президентской и парламентской ветвей власти, что привело к конституционному кризису; в России все внимание было привлечено к президентской кампании 1996 года.
Референдум в Беларуси в ноябре 1996 года по вопросам изменения Конституции посодействовал установлению политической стабильности в республике, усилил полномочия президента во всех сферах.
Следует отметить, что важную роль в разрешении политического кризиса в Беларуси сыграла позиция руководства Российской Федерации.
22 ноября 1996 года в Минске при участии премьер-министра Российской Федерации Виктора Черномырдина, председателя Государственной думы Геннадия Селезнева, председателя Совета Федерации Егора Строева было подписано Соглашение о конституционной реформе в Республике Беларусь. 24 ноября на республиканском референдуме президентский проект Конституции Республики Беларусь был поддержан большинством голосов избирателей.
Новая внутри- и внешнеполитическая ситуация, сложившаяся в России после президентских выборов и в Беларуси после конституционного референдума, укрепила стремление политического руководства обоих государств к более продвинутому уровню интеграции. В начале 1997 года представители стран работали над текстом нового интеграционного договора, который было решено назвать Договором о Союзе. Политические дискуссии касались определения направления и скорости дальнейшей интеграции двух государств, сущности нового объединения.
Кулуарность подготовки нового соглашения, специфический состав и политические симпатии рабочих групп как с российской, так и с белорусской стороны привели к сложностям в подписании договора. В итоге по решению российского президента проект документа в последний момент перед подписанием был переработан в одностороннем порядке, новый текст в основном подтверждал положения договора 1996 года о Сообществе. Все это породило определенные проблемы в отношениях между руководителями обеих стран. В Минск накануне подписания был направлен секретарь Совета безопасности РФ Иван Рыбкин, и в ходе его переговоров с президентом Беларуси был одобрен новый текст договора.
2 апреля 1997 года руководители Беларуси и России подписали Договор о Союзе, 23 мая того же года — Устав Союза Беларуси и России. В июне 1997 года документы вступили в силу. Эти договоренности развивали положения Договора от 2 апреля 1996 года. Сообщество Беларуси и России было преобразовано в Союз, каждое государство-участник сохраняло государственный суверенитет, независимость и территориальную целостность, Конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности. Союз наделялся международной правосубъектностью в рамках полномочий, предоставленных Уставом. Высшие органы Сообщества были преобразованы в высшие органы Союза: Высший Совет Союза, Парламентское собрание Союза, Исполнительный комитет Союза.
В Уставе было отмечено, что Союз основывается на принципах суверенного равенства государств-участников, демократии и уважения прав человека и гражданина, сотрудничества и взаимопомощи, добровольности, добросовестного выполнения взаимных обязательств и на других общепризнанных принципах и нормах международного права.
Устав определял перспективы развития Союза, которые были направлены на «последовательное продвижение к добровольному объединению государств — участников Союза на основе свободного волеизъявления их народов».
Также были сформулированы задачи Союза в политической, экономической, социальной, правовой областях и в обеспечении безопасности. В политической сфере важными направлениями были определены: согласование позиций и действий при решении общих политических проблем, выработка общих позиций по международным вопросам, представляющим взаимный интерес, осуществление согласованных мер по обеспечению международного мира и безопасности.
В сфере экономики значительное внимание предполагалось уделить решению следующих задач: обеспечению динамичного экономического развития государств-участников, созданию равных условий и гарантий деятельности хозяйствующих субъектов, единого экономического пространства государств-участников, созданию и развитию общей инфраструктуры, и в первую очередь объединенных транспортной и энергетической систем, системы связи, единого научно-технологического и информационного пространства, унификации денежно-кредитных, бюджетных и налоговых систем, созданию необходимых условий для введения единой валюты.
Новым положением в Уставе было учреждение гражданства Союза. Устанавливалось, что гражданин Союза имеет право на свободное передвижение и постоянное проживание в пределах территории Российской Федерации и Республики Беларусь, на защиту на территории третьей страны, где нет представительства государства — участника Союза, гражданином которого он является, со стороны дипломатических представительств или консульских учреждений другого государства — участника Союза на тех же условиях, что и граждане этого государства, на участие в управлении делами Союза, на владение, пользование и распоряжение имуществом на территории другого государства — участника Союза на тех же условиях, что и граждане этого государства. Гражданин Союза, постоянно проживающий в другом государстве — участнике Союза, имеет право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления на территории этого государства.
На церемонии подписания Устава Союза Александр Лукашенко подчеркнул, что подписанные документы вобрали в себя лучший опыт европейской интеграции, все положительное, что было свойственно народам Беларуси и России в прошлом.
Таким образом, интеграция двух стран рассматривалась как составная часть процесса общеевропейских интеграционных процессов.
В 1997–1998 годах были сформированы исполнительные органы Союза, в частности, созданы Пограничный и Таможенный комитеты, Комитет по вопросам безопасности, проведена работа по созданию общего бюджета, осуществлялась разработка союзных программ. В 1998 году была создана совместная Телерадиовещательная организация Союза Беларуси и России.
В результате создания Сообщества, а впоследствии Союза Беларуси и России между странами были сняты пограничные и таможенные барьеры, граждане двух государств получили равные права в области образования, медицинской помощи, в вопросах трудоустройства и оплаты труда, приобретения и использования имущества.
Между государствами был обеспечен значительный прирост взаимной торговли, осуществлялся ряд крупномасштабных совместных программ и проектов, что позволило сохранить и укрепить промышленный и научно-технический потенциал, создать новые рабочие места, более эффективно решать социальные вопросы. Важным аспектом усиления белорусско-российской интеграции в этот период становятся прямые связи Республики Беларусь и российских регионов.
Существенно усложнил интеграционные процессы на постсоветском пространстве финансово-экономический кризис 1998 года. В это время в политических кругах Беларуси и России были выдвинуты различные планы форсирования интеграции на постсоветском пространстве: укрепление союза Беларуси и России; создание объединения Беларуси, России, Украины.
В декабре 1998 года Беларусь и Россия подписали Декларацию о дальнейшем единении двух стран. В документе президенты России и Беларуси заявили о решимости продолжить поэтапное движение к добровольному объединению в Союзное государство при сохранении национального суверенитета государств — участников Союза. Подписанное в это же время Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования Беларуси и России и Договор о равных правах граждан усиливали интеграцию двух стран в экономической, социальной и гражданско-правовой сферах. Так, Договор о равных правах граждан предусматривал, что граждане двух государств обладают равными правами избирать и быть избранными в выборные органы Союза, имеют равные права на участие в хозяйственной деятельности на территориях Беларуси и России, пользуются равными гражданскими правами.
8 декабря 1999 года президенты Беларуси и России подписали Договор о создании Союзного государства, который вступил в силу в январе 2000 года и в итоге сформировал наиболее продвинутый формат интеграции на постсоветском пространстве. Договор 1999 года заменил белорусско-российские соглашения 1996 и 1997 годов о создании Сообщества и Союза двух государств.
Отдельные нормы Устава работают на укрепление интеграции и сегодня: например, функции Парламента Союзного государства выполняет Парламентское собрание Союза Беларуси и России.
Договор о Союзе и Устав Союза Беларуси и России, подписанные в апреле-мае 1997 года, стали важным этапом в процессе формирования концептуальных и организационно-практических основ Союзного государства.
Русакович Андрей Владимирович, доктор исторических наук, профессор, научный руководитель Ассоциации «Центр анализа и прогнозирования союзных интеграционных процессов»