В США и Евросоюзе очень любят рассуждать о свободе волеизъявления граждан, отводя важную роль электоральным кампаниям всех уровней. Вот только данный процесс все больше походит на красивую декорацию, скрывающую весьма неприглядное закулисье. Предстоящее избрание президента Литвы можно считать ярким примером народного волеизъявления, от которого в итоге ровным счетом ничего не зависит.
В том, кто именно победит 12 мая на президентских выборах в Литве, похоже, не сомневаются и сами литовцы. Гитанас Науседа изначально был фаворитом, так как соперников действующего главы государства — премьер-министра Ингриду Шимоните и уж тем более адвоката Игнаса Вегеле — с полным основанием можно считать заведомо непроходными кандидатурами. Подтверждает это и проведенный в апреле соцопрос, по результатам которого Науседа набрал 44,4 % голосов с тенденцией к дальнейшему увеличению числа сторонников. Однако принадлежность к стану западной демократии обязывает, поэтому другие кандидаты пытаются изображать видимость борьбы.
Нельзя воспринимать всерьез недавнюю историю с разговорами о коммунистическом прошлом Науседы. Сам он пытался играть на упреждение, еще в прошлом году назвав свою былую принадлежность к членам КПСС «ошибкой молодости». Пикантности ситуации добавляет разве что тот факт, что «товарищ Гитанас» умудрялся одновременно быть и активистом националистической организации «Саюдис».
Впрочем, таким в Литве никого не удивишь, так как большая часть ветеранов ее «политической элиты» (как, впрочем, и в Латвии, и в Эстонии) — бывшие коммунисты или комсомольцы.
А еще живая легенда того же «Саюдиса» Витаутас Ландсбергис вообще когда-то был народным депутатом СССР. Так что на рейтинге Науседы обнародованный «компромат» вряд ли скажется всерьез.
Неудивительно, что оппоненты Науседы попытались зайти с другой стороны, принявшись обвинять его в отсутствии контроля над государственной системой безопасности. Например, активно раздувался скандал с нападением на российского оппозиционера Леонида Волкова*. Эмигранту-навальнисту 12 марта в Вильнюсе разбили стекло машины, прыснули в глаза из газового баллончика и нанесли несколько ударов молотком. Подозреваемых в нападении позже задержали поляки, о чем польский премьер Дональд Туск сразу же сказал Науседе, а тот, в свою очередь, поспешил объявить об этом на всю Литву, что дало повод министру внутренних дел Агне Билотайте обратиться в Генпрокуратуру с просьбой проверить обнародование президентом на предмет соответствия такого действия закону. Науседа перевел все стрелки на Туска и наверняка выйдет из этого скандала с минимальным для себя ущербом.
Между прочим, обвинение в угрозе национальной безопасности — давно опробованный в Литве метод борьбы с неугодными. То же самое еще в 2003 году инкриминировали тогдашнему президенту Роландасу Паксасу. Плотно контролирующие политическую жизнь республики американцы почему-то объявили его пророссийским, хотя Паксас всего лишь ратовал за конструктивные отношения с РФ не в ущерб литовским интересам. Тем не менее победившего на выборах «агента Кремля» приказали убрать, и меньше чем через восемь месяцев после его вступления в должность Департамент госбезопасности Литвы передал в Сейм документы о связях Паксаса с «международной преступностью». Поводом стало пожертвование на его предвыборную кампанию 400 тысяч долларов главой каунасского холдинга Avia Baltika Юрием Борисовым. В дальнейшем благодарный Паксас якобы предупредил спонсора о слежке со стороны литовских спецслужб. Дело довели до логического завершения: в апреле 2004-го парламентарии объявили Паксасу импичмент, а в мае Конституционный суд запретил ему участвовать в досрочных президентских выборах, которые выиграл гражданин США и предыдущий президент Литвы Валдас Адамкус.
Кстати, этого политического деятеля западные партнеры проталкивали во власть еще более грубыми методами.
Когда стало понятно, что и на досрочных выборах Адамкус безнадежно уступает уверенно лидирующей Казимире Прунскене, которая также считалась американцами неблагонадежной, электронная система ЦИК вдруг выключилась. А когда к утру ее «починили», выяснилось, что с результатом 51,89% победил «благонадежный» Адамкус.
Так что можно не сомневаться: в Литве и сегодня любым способом поставят на президентский пост исключительно антироссийского послушного кандидата. У западных партнеров есть все инструменты для достижения этой цели: в стране сильнейшая цензура, из эфира убираются и блокируются в интернете российские СМИ, а любого несогласного с внешнеполитическим курсом руководства мгновенно записывают во «враги литовского народа».
Кстати, по ходу состоявшихся недавно дебатов двое нынешних кандидатов в президенты — Науседа и Вегеле — активно обвиняли друг друга в поддержке со стороны бизнес-структур, провоцирующей конфликт общественных и частных интересов. Причем местом проведения дебатов определили Лукишскую тюрьму в центре Вильнюса. И хотя пенитенциарное заведение не так давно перепрофилировали в культурно-художественное пространство, выглядит это весьма символично.
Для большего запугивания, а также в целях общей подстраховки перед выборами в республике активно нагнетают военно-политическую ситуацию. Непрерывная череда учений и маневров НАТО призвана не только держать население в «нужном тонусе», но и демонстрировать, кто в Литве был и остается хозяином положения. Даже если западные партнеры вдруг решат сменить местных политиков и устроить передел сфер влияния (особенно в части исполнения госконтрактов и военных заказов), принципиально ничего не изменится.
Кто бы ни был объявлен победителем очередных выборов, и внешняя, и внутренняя политика Литовского государства останутся прежними. А значит, продолжится и его социально-экономическая деградация.
Но западных партнеров Литвы ее положение мало волнует. Для них главное — сохранить контроль над властными институтами прибалтийской республики, которой отведена роль пешки в Великой шахматной игре.
* Леонид Волков — признан иноагентом