Накануне Дня Победы спецслужбы Латвии удивили даже своих защитников, посадив под арест двух жителей за почитание этого святого праздника. Латыша из Резекне 1976 года рождения, чье имя пока не удалось выяснить, арестовали за то, что он возлагал цветы на месте памятника советскому солдату, которого горожане называли «Алешей» и возле которого несли вахту до 9 ноября 2022 года. Русского Александра Демидова из Лиепаи — за размещение наклейки с символикой Великой Отечественной войны на одном из городских зданий. Обоим инкриминируют статью 74.1 Уголовного закона, предусматривающую наказание за «оправдание геноцида, преступлений против человечности, преступлений против мира и военных преступлений». Память о Победе современная латвийская юридическая мысль трактует именно так.
Если у 59-летнего дальнобойщика Демидова в латышской общественности защитников не нашлось, то безвестный резекненец все-таки заставил выразить недоумение даже антироссийски настроенного бывшего политтехнолога Дана Титавса. Выпускник русской школы, дальний родственник диссидента Гунара Астры заявил, что возлагать цветы к несуществующему памятнику может «только сумасшедший». Мол, не стоит тратить силы полиции на то, чтобы посчитать, сколько именно гвоздик и какого цвета 48-летний резекненец принес на место снесенной скульптуры, дабы возбудить вместо административного уголовный процесс. Кстати, там и для административного процесса нет ровно никаких оснований: тихое возложение цветов (15 марта — семь красных гвоздик, 6 апреля — три белые, 14 апреля — пять красных) ни под какие хулиганские действия или нарушение общественного порядка не подпадает.
Но Государственная полиция с Титавсом не согласна: она заявляет, что «9 мая в Латвии не допускаются публичные развлекательные и праздничные мероприятия, собрания, шествия и пикеты, которые противоречат интересам национальной безопасности, раскалывают общество, искажают историю и ставят под сомнение солидарность с украинским народом». «Ситуация с безопасностью и общественным порядком на территории всей Латвии будет контролироваться службами в усиленном режиме», — предупреждают стражи порядка. Латвийские законы запрещают не только георгиевскую ленточку, но даже любимую песню «Катюша».
Депутаты латвийского парламента в последние годы активно занимаются «изготовлением юридического брака». Собственно, сама упомянутая уголовная статья 74.1 представляет собой абсурд в применении к празднованию Дня Победы.
Ведь по итогам Великой Отечественной и Второй мировой войн за геноцид и военные преступления были осуждены как раз те, чьи потомки сейчас берут реванш за их поражение в боях.
Латыши с растущим раздражением смотрят на соотечественников, которых воспитали на Западе беглые нацистские преступники и убийцы. У них хорошо получалось казнить беззащитных сограждан и проводить карательные акции в сопредельных областях — на Псковщине, в Новгородчине, в Беларуси. А вот воины из националистических добровольческих батальонов, а потом Легиона СС вышли плохие. Поэтому на Нюрнбергском трибунале им не удалось примазаться к исполнителям военных приказов, они были осуждены как преступники за злодеяния против человечности…
Реваншистская власть пытается извратить память о Победе, отнимая ее прежде всего у латышей.
А ведь еще с момента формирования латышских стрелковых подразделений Русской императорской армии они проявили себя храбрыми и честными борцами за свою большую родину — от Риги до Владивостока.
Проедешь по местам боев Гражданской войны – и там на многочисленных памятниках встретишь латышские фамилии. Латыш Поль Арман (Тилтиньш) дал первый танковый бой фашистам в рядах испанских республиканцев. Овеяны легендами мужество и стойкость латышских рабочих батальонов, в первые дни Великой Отечественной войны беззаветно сражавшихся при обороне Либавы, Риги, Таллина и собравших под свои знамена до 10 тысяч бойцов. Первой национальной дивизией РККА была Латышская 201-я, куда по зову сердца съезжались эвакуированные граждане Латвийской ССР. Через Красную армию прошло около 200 тысяч жителей Латвии, что вдвое превышает количество нацистских коллаборационистов.
Были удостоены боевых наград 17 368 солдат и офицеров латышских формирований. Янис Вилхелмс, посмертно Михаил Орлов и Ян Райнберг удостоены звания Героя Советского Союза, эту же высокую награду заслужил командир партизанского движения Вилис Самсонс. Отважный пулеметчик Янис Розе стал полным кавалером солдатского Ордена Славы.
Тысячи жителей Латвии и этнических латышей отдали жизни ради мирного неба над головами своих сограждан. Ныне жертвенный подвиг этих людей пытаются растоптать, стереть из народной памяти.
Понимали ли арестованные ныне жители Резекне и Лиепаи, а также 25-летний блогер Айгарс Аугустанс, общественная активистка Елена Крейле, ироничный автор роликов в Тиктоке и отец пятерых детей Дмитрий Матаев, что их мнения идут вразрез с политикой правительства Латвии? Наверное, понимали. Но если бы их не было, жить в республике было бы совсем трудно. Да, их заточили в тюрьму, чтобы запугать всех остальных, запугать официально существующие политические партии, изо всех сил старающиеся удержаться в рамках политической конъюнктуры.
Более 100 тысяч рижан — каждый пятый житель столицы — ежегодно до ковидного 2020-го приходили к Памятнику освободителям в парке Победы, чтобы отметить великий праздник советского народа, победившего нацизм. От года к году рос «Бессмертный полк», где вместе с детьми, внуками и правнуками шагали вечно живые солдаты и труженики тыла Великой Отечественной войны. Их можно прогнать с улиц города, но их место в сердцах нерушимо, как нерушимы беззаветная преданность родине, народу, правде. Ведь их и наше дело правое, а значит, Победа всегда за нами.
Латышский публицист Лато Лапса предупреждает: может случиться так, что к власти в стране придут новые люди и начнут уголовное преследование нынешних законодателей ровно по тем же статьям, которые те приняли против своего народа. «Запомните мои слова: так и будет», — уверен Лапса.