9 мая государства СНГ и многие страны мира отмечают 79-летие Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками. СССР внес решающий вклад в разгром фашистской Германии и ее союзников, освободил Европу от «коричневой чумы», заплатив за это миллионами жизней своих граждан.
К сожалению, события той войны не теряют актуальности и вновь оказываются на повестке современной политики. Ревизия итогов Второй мировой войны стала основой политики исторической памяти коллективного Запада, и сегодня это приносит свои гибельные плоды.
Следует отметить, что память о войне в России и Беларуси и на Западе принципиально отличается. Для Запада Вторая мировая стала лишь одной из множества в череде многочисленных междоусобных конфликтов. Большая часть стран Западной Европы сдалась нацистским оккупантам практически без боя, а сам режим оккупации был достаточно мягким, особенно в сравнении с тем, что творилось на Востоке. Соответственно, жертв и разрушений на западном театре было неизмеримо меньше.
Пожалуй, главным темным пятном в памяти западных народов, оставшимся после Второй мировой войны, стал Холокост. Он и оказался в центре западного исторического нарратива о тех событиях.
Массовая гибель мирного населения, где уничтожение евреев оказалось лишь одним из кровавых эпизодов, многомиллионные военные потери, уничтожение городов и инфраструктуры — все это происходило на восточном театре войны, прежде всего на территории СССР, и осталось практически за пределами внимания европейских обывателей.
Похоже, на Западе так до конца и не поняли, что для СССР и его жителей это была война не на жизнь, а на смерть, и именно поэтому победе в этой войне у нас уделяется так много внимания.
Самым неприятным для Запада следствием Второй мировой войны стало резкое усиление СССР, который превратился во вторую сверхдержаву и наравне с США определял послевоенное мировое устройство.
На восприятие событий Второй мировой на Западе все большее влияние оказывал опыт противостояния с СССР в холодной войне. Постепенно складывалось представление о противостоянии Советского союза и нацистской Германии как о схватке двух тоталитаризмов. Соответственно, освобождение народов Восточной Европы от нацизма начало преподноситься как смена нацистского ига коммунистическим.
Идеология «освобождения от коммунистического ярма» не могла не повлиять и на память о победе во Второй мировой. Ведь если нацизм и коммунизм — две разновидности «тоталитарного зла», то и победа коммунистического СССР над нацистской Германией — лишь победа одного зла над другим.
Это сделалось важным идеологическим оружием в борьбе Запада против СССР и социалистического лагеря. Идеология «освобождения от коммунистического ярма» в итоге стала основной практически во всех бывших социалистических странах и многих республиках бывшего СССР, что не могло не привести к пересмотру отношения к Великой Победе.
Представление о ней как о начале «советской оккупации» означало формирование негативного отношения к ней. Эпидемия вандализма и сносов памятников советским воинам прокатилась по всей Восточной Европе.
Но хуже всего было то, что вместе с ревизией итогов войны началось обеление восточноевропейских коллаборационистов как мнимых борцов за свободу своих стран, вынужденно пошедших на сотрудничество с Гитлером.
В свою очередь, культ коллаборационистов закономерно вел к реабилитации нацизма как такового и подъему неонацизма.
Это произошло на Украине, где десятилетиями системно продвигали культ «героев-коллаборационистов», на основе которого разрасталась и молодежная неонацистская субкультура.
Именно боевики-неонацисты стали впоследствии ударной силой Евромайдана, устроили зверское сожжение людей в Одессе и формировали так называемые «добробаты», терроризировавшие мирное население Донбасса. После 2014 года неонацистская идеология фактически пропитала все поры украинского общества и государства.
Культивирование странами Запада нацистской идеологии на Украине с помощью подстрекательства, провокаций и щедрых финансовых вливаний уже обернулось большой трагедией и фактическим крахом государства.
Во многом сходная ситуация сложилась и в Прибалтике, где чествования коллаборантов и дискриминационные практики в отношении русских стали нормой политической жизни.
Неонацизм оказался удобным инструментом стравливания соседних стран с Россией. Агрессивная идеология, фактически расчеловечивающая русских, представляющая их в виде «унтерменшей», является удобным подспорьем для формирования антироссийских режимов по периметру российских границ.
В Беларуси попытки протащить аналогичную идеологию на государственный уровень также предпринимались, но потерпели крах. Во-первых, общая слабость белорусского коллаборационизма не позволила раскрутить соответствующий «культ». Ничего подобного украинским движениям в Беларуси попросту не было.
Во-вторых, память о Великой Отечественной войне прочно вошла в культурный код белорусского общества. Во время войны погиб каждый четвертый житель республики, а послевоенная элита формировалась ветеранами партизанского движения.
В этом году Беларусь отмечает 80-летие освобождения территории республики от немецко-фашистских захватчиков. Торжества, посвященные юбилею, будут проходить на протяжении всего года.
Народы Беларуси и России не допустят забвения и реабилитации преступлений нацизма и фашизма. Память — гарантия неповторения трагедии тех лет и залог мирной жизни будущих поколений граждан Союзного государства.
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН