Ежегодно 27 апреля в Молдове отмечается День государственного флага, являющегося одним из главных символов суверенитета и независимости страны. Однако в случае с этой республикой можно смело говорить о том, что ее суверенитет — понятие чисто формальное, а в реальности это государство уже давно захвачено извне, и его независимость условна.
Это справедливо в первую очередь потому, что нынешний флаг Республики Молдова, так же как и ее герб, был фактически навязан стране в 1991 году эмиссарами соседней Румынии, которые, кстати, принимали участие и в составлении Декларации независимости, провозглашенной Верховным советом МССР. Именно с их подачи язык титульной нации в этом документе был назван румынским, а не молдавским, что привело к серьезным последствиям в дальнейшем и дало юридические основания для румынизации населения Молдовы.
Возвращаясь к флагу и гербу новообразованного государства, несложно заметить, что их отличия от румынских аналогов минимальны и носят скорее стилистические, чем принципиальные отличия, как должно быть в символике двух разных государств. Румынские эмиссары, по сути, навязали Молдове свой красно-желто-синий триколор как фон для флага, который отличается от румынского только присутствием на нем герба Республики Молдова в виде орла, очень похожего на румынский герб.
При этом был отвергнут исторический флаг Молдавского княжества в виде золотой головы тура на красном поле, под которым самый знаменитый молдавский господарь Штефан чел Маре воевал с Валашским княжеством и дважды сжигал его столицу Бухарест.
История независимой Молдовы конца XX — начала XXI веков представляет собой историю румынизации страны, которая продвигалась неуклонно, хотя и с переменным успехом, в зависимости от политических взглядов политиков, составлявших руководство страны. При нынешнем руководстве этот деструктивный для республики процесс многократно ускорился и угрожает стать необратимым.
Румынизация Молдовы проходит при молчаливом одобрении структур Евросоюза по нескольким причинам. С одной стороны, Брюссель подталкивает Кишинев к слиянию с Румынией, прекрасно сознавая, что вступление в это межгосударственное объединение такой нищей страны, как Молдова, ляжет тяжким бременем на остальных членов ЕС. А вот если «евроинтеграция» произойдет путем поглощения Молдовы Румынией, основная ответственность за происходящее там ляжет на власти Бухареста, и Брюссель переложит на него основные затраты на «евроинтеграцию». А для НАТО такое развитие событий ускорит освоение территории Молдовы для прокси-войны против России.
Однако дело в том, что даже 30 лет румынизации Молдовы и усиленной агитации за ее «европейской будущее» не смогли создать в стране устойчивое большинство, которое было бы готово отказаться от многовековых культурных, экономических и просто родственных связей с Россией.
Не случайно продвигаемый сегодня Санду и правящей партией референдум о «европейском выборе» Молдовы сопровождается невиданными махинациями и подгонкой избирательного законодательства под результат, необходимый власти.
Одним из главных средств проведения предвыборных махинаций стала прошедшая в этом году перепись населения, которая фактически призвана искусственно завысить число граждан Молдовы, идентифицирующих себя как румыны. Прошлая перепись показала, что таковых в Молдове оказалось лишь 7%.
Для достижения этой цели ведется активная агитация, убеждающая граждан республики идентифицировать себя перед переписчиками как румын.
Причем все это выглядит довольно странно. «Я румын и говорю по-румынски» — заявляет в СМИ премьер-министр Молдовы Дорин Речан. Ему вторят министры и другие высшие чиновники.
Экс-глава Центризбиркома республики Юрий Чокан призывает жителей страны отказаться от своей молдавской идентичности и на переписи населения идентифицировать себя как румын: «При переписи вас спросят, кто вы и на каком языке разговариваете. Люди добрые! Скрепя сердце скажите себе, четко и внятно: я румын и говорю на румынском».
Примеру высших должностных лиц Молдовы следуют и руководители среднего уровня. «Среди моих друзей в интернете есть много глав администраций, мэров сел, председателей районов. И я с большим удивлением обратил внимание, как они стали размещать на своих аккаунтах картинку с румынским флагом и надписью: "Я румын, говорю по-румынски, вместе скорректируем статистику". И в уголке значок: "Перепись населения"», — написал в Telegram глава Национального координационного комитета «Победа» Алексей Петрович. «Вызывает большие сомнения подход к переписи населения», — размышляет он.
Одними призывами и агитацией власть не ограничивается. Информацию о вопиющем случае опубликовал в социальной сети экс-премьер, лидер оппозиционной Партии объединения и развития Молдовы Ион Кику. «Как вы думаете, зачем PAS-овский мошенник во главе AGEPI (Государственное агентство по защите интеллектуальной собственности) по фамилии Русу требует от сотрудников сообщать ему, какой они национальности? Отдел кадров выдал нам этот "опросник" с одним вопросом, который сотрудники должны заполнить до 10:00 понедельника. Может, людям уже и желтые звезды на грудь надо повесить?»
Происходящее в Молдове не волнует представителей ЕС, но не прошло мимо представителей российского государства. «Лозунг "Я румын. Я говорю по-румынски. Давайте исправим статистику", который распространяется в соцсетях в Молдове во время переписи населения, это вообще что? Это XXI век? Это европейское будущее Молдовы вот так определяется?» — спросила в ходе брифинга официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
По словам российского дипломата, искусственная румынизация стала государственной политикой руководства Молдовы, имеющего румынские паспорта. «Наиболее одиозное ее проявление — это широко практикуемое назначение в госучреждения выходцев из Бухареста, переименование молдавского языка в румынский, а теперь новое предложение — широко разрекламированное "всем записываться в румыны", — сказала Захарова.
«Власти Молдовы разжигают межнациональную рознь и пытаются столкнуть молдаван и гагаузов. Мы живем в одной стране, мы братья, и нас пытаются просто столкнуть между собой», — считает башкан Гагаузии Евгения Гуцул. Сегодня в республике, где в советское время мало кто интересовался национальностью других людей, процветают национализм и нетерпимость. Все это ведет и без того маленькую Молдову к окончательному расколу и потере государственности.