Власти Эстонии в своей холодной войне с Россией решили открыть новый фронт — религиозный. При этом, кроме идеологических соображений, они явно руководствуются еще и откровенно коммерческими интересами.
Эстонский министр внутренних дел Лаури Ляэнеметс решил отличиться в борьбе с Россией, предложив парламенту признать Русскую православную церковь террористической организацией. Это будет посильнее решения о непродлении вида на жительство главе Эстонской митрополии РПЦ митрополиту Евгению, которого в январе объявили угрозой национальной безопасности и вскоре вынудили покинуть страну. Сам Ляэнеметс утверждает, что в Рийгикогу его идею встретили с пониманием, черновик соответствующего заявления уже готов и вот-вот начнется сбор депутатских подписей. Правда, глава МВД Эстонии пока не уверен, что его инициатива наберет необходимое число голосов (одна из парламентских партий уже выступила против), но главное, что был создан прецедент.
Хотя предложение Ляэнеметса и вызывает аллюзии с религиозными войнами в Европе XVI–XVII веков, оно вполне укладывается в русло современной политики этого прибалтийского государства с его неприятием всего русского.
Несмотря на все старания властей, русские до сих пор составляют примерно четверть населения страны. Это действительно большая сила. И лишить ее такой важной части идентичности, как православие, значит добиться крупного успеха в своей антироссийской политике.
К тому же у эстонских националистов в последнее время появилось дополнительное основание для беспокойства. Ведь последнюю четверть века численность лютеран, исторически являвшихся конфессиональным большинством в стране, заметно падает. Если в 2000 году они составляли 13,57% от количества верующих, то в 2011-м — уже 9,91%, а в 2021-м — всего 7,72%. А вот православная община за тот же период, наоборот, выросла с 12,8% до 16,32%, став крупнейшей христианской конфессией в Эстонии.
У развернутой кампании нападок на РПЦ есть еще одно логическое обоснование. Фактический крах местного лютеранства вполне закономерен, так как на данный момент Эстония является одной из наименее религиозных стран мира. По статистике, еще в 2009 году только 14% жителей республики считали религию важной составляющей своей повседневной жизни. За минувшие с того момента 15 лет верующих там наверняка стало еще меньше.
Атеистическое общество — самый удобный полигон для отработки методов управления сознанием людей, а также новейших военных технологий и операций. Возможно, неслучайно именно в Таллине расположен крупнейший в Восточной Европе киберцентр НАТО. Одной из его главных задач как раз является борьба с Русской православной церковью и русской культурой, чтобы снизить влияние Москвы в регионе.
Промежуточной же целью властей можно считать разрыв связей Эстонской православной церкви с РПЦ и присоединение ее к Эстонской апостольской православной церкви, подчиняющейся Константинопольскому (Вселенскому) патриархату. То есть установление эдакого «православия по натовскому образцу», как сказал известный российский политик Егор Холмогоров.
Не стоит сбрасывать со счетов и экономическую подоплеку действий главы эстонского МВД. Это пока Ляэнеметс заверяет, что даже если Московский патриархат признают организацией, поддерживающей терроризм, ни одно здание у местной епархии отобрано не будет. Мол, никакой личной неприязни к священникам и прихожанам у министра нет, единственная проблема — их контакты с Москвой, чреватые некими нежелательными для Эстонии сигналы, которые патриарх Кирилл якобы может при случае подавать своим «адептам на местах». Оборвется эта порочная связь — и вообще никаких проблем у православных в Эстонии не будет. Об этом глава МВД говорит вполне откровенно.
«Мы не хотим никого выгонять. Государство, конечно, не собирается вмешиваться в религиозные дела, но единственное, чего мы хотим, это чтобы у патриарха Кирилла, который сказал, что священная война идет и против Эстонии, больше не было влияния в Эстонии через церковь».
В методах убеждения Ляэнеметс не стесняется. Недавно он посетил Пюхтицкий женский монастырь в деревне Куремяэ, чтобы лично довести до его обитателей: не выйдете из подчинения Московскому патриархату — можете столкнуться с «принудительным прекращением деятельности». Фактически то же требование Ляэнеметс выдвинул приходу собора Александра Невского в Таллине, пообещав найти юридическое решение для перехода объекта к новому собственнику. И эстонская епархия РПЦ, по некоторым данным, уже поддалась нажиму, начав хлопотать о переводе собора из-под прямой юрисдикции патриарха Кирилла в свое подчинение.
Однако, как показывает практика, все эти посулы не стоят ровным счетом ничего и могут оказаться хитро расставленной ловушкой. Мэрия Таллина уже решила расторгнуть договоры аренды на ряд объектов российской недвижимости, включая помещения, в которых пока располагается канцелярия митрополита Таллинского и всея Эстонии. После того как Москва потеряет последние рычаги влияния на ситуацию, у властей руки окажутся развязаны полностью.
Церковная собственность — лакомый кусок для эстонских националистов. В одной только столице республики ЭПЦ арендует семь объектов, главным из которых, безусловно, является вышеупомянутый Александро-Невский кафедральный собор. Великолепное творение архитектора Михаила Преображенского является архитектурной доминантой Старого Таллина наравне со знаменитой башней «Длинный Герман», находящейся в том же Вышгороде. И считается у местных радикалов символом русификации – наглядным, оттого и особо ненавидимым. Настолько, что член Рийгикогу Марио Кадастик недавно выступил с предложением «убрать» православный храм.
Возмущенный провокационным призывом другой парламентарий, Александр Чаплыгин, направил в Минюст депутатский запрос на предмет содержания признаков преступления в заявлении Кадастика. Однако министр юстиции Калле Лаанет никакого криминала в данной ситуации не усмотрел. Так прямо и сказал: «Мне остается неясным, какое нарушение закона содержится в указанном посте. Те, кто считает, что речь может идти о преступлении, вправе обратиться с заявлением в компетентные органы».
То есть он фактически направил Чаплыгина к тому самому Лаури Ляэнеметсу, активно воюющему с РПЦ — собственником собора. Который в случае его попадания в руки националистов в самом деле могут быстро «убрать» — что бы под этим ни подразумевалось.