Космическая эра, начавшаяся в октябре 1957 года с запуском Советским Союзом первого искусственного спутника Земли, сформировала новые, неизведанные возможности для человечества. 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток-1» совершил первый в мире орбитальный облет вокруг планеты Земля. Этот день в СССР, а сейчас в России и других постсоветских странах отмечается как День космонавтики, а во всем мире — как Всемирный день авиации и космонавтики.
За всю историю человечества более восьмидесяти стран пытались выйти в космос, и только три государства — СССР, США и Китай — смогли реализовать самостоятельные проекты запуска в космос человека.
Советский Союз во второй половине ХХ века был первопроходцем в освоении космического пространства и по праву занимал место ведущей державы в этой области. В стране была создана уникальная система разработки и производства космических аппаратов и средств их доставки на околоземную орбиту, подготовки космонавтов, проведения научных исследований на околоземной орбите. И это были новейшие разработки, опирающиеся на научно-технологические возможности СССР, обеспечивающие полный цикл реализации космических программ.
После распада Советского Союза космическая отрасль в России оказалась в сложных условиях: уменьшение ресурсов, выделяемых на космические программы, распад единого научно-исследовательского пространства и материально-технической базы (например, космодром «Байконур» оказался за пределами РФ) привели к снижению темпов развития исследований космоса. В Беларуси в 1990-х годах этой проблематике также не уделялось достаточного внимания на государственном уровне.
Ситуация коренным образом изменилась в начале XXI века. Технологическая конкуренция крупнейших государств в последние десятилетия активно разворачивается в космосе.
Лидерство в этой сфере демонстрирует общий уровень развития научно-технической сферы, помогает решать важнейшие экономические задачи, укрепляет системы наблюдения, исследования Земли, коммуникации.
Как отмечают эксперты, в последние годы условия космической гонки сильно изменились, на нее повлияли, например, развитие частной космонавтики и геополитика.
Проблема недопущения использования космического пространства в военных целях остается важнейшей задачей в сфере глобальной безопасности. Крупнейшие государства мира имеют в составе своих вооруженных сил космические компоненты оборонительной направленности: Воздушно-космические силы в России, Космические силы в США.
Договор 1966 года о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, обязывает государства не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое вооружение на небесных телах и не размещать его в космическом пространстве каким-либо иным образом. Согласно договору, Луна и другие небесные тела используются всеми государствами исключительно в мирных целях.
С учетом развития геополитической ситуации и новых технологий в рамках ООН еще в 1980-х годах было инициировано рассмотрение проблематики предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве. И в целом, учитывая изменения парадигм геополитики, контроль над околоземным космическим пространством наряду с контролем над информационной средой и владением оружием массового уничтожения рассматривается в качестве важнейшего условия контролирования всего мира. Все это необходимо учитывать при развитии космических программ.
В последние годы российская космонавтика, несмотря на все внешнеполитические и внешнеэкономические вызовы и сложности, укрепила свои позиции. Реализуется Федеральная космическая программа, рассчитанная до 2025 года. В 2016 году космодром «Восточный» начал осуществлять регулярные пуски ракет-носителей с выводом объектов на космическую орбиту, что позволило укрепить независимый доступ России к космической орбите и существенно увеличить общее количество пусков. Были приняты в эксплуатацию новые типы ракет-носителей, произошло расширение российского сегмента МКС, реализуется меморандум о взаимопонимании с Китаем о создании на Луне Международной научной лунной станции. Планируется создание Российской орбитальной служебной станции (РОСС), которая по ряду параметров превзойдет МКС. Началась реализация нового направления — космический туризм. Россия занимает место в пятерке государств, обладающих наибольшим количеством действующих искусственных спутников Земли.
Следует отметить, что сотрудничество крупнейших государств в космической сфере сохраняется. Так, несмотря на политическую напряженность, продолжается реализация проекта Международной космической станции (МКС) с участием 14 государств, включая Россию, США, Великобританию, Канаду.
Новые условия мирового развития активизировали усилия России и Беларуси в рамках Союзного государства по разработке совместных программ в области космоса. В 1999 году началась реализация первой космической программы Союзного государства «Космос-БР». Всего было воплощено в жизнь восемь подобных проектов, а в настоящее время реализуется очередная, девятая программа «Комплекс-СГ». Благодаря этому восстановлены научно-технологические и производственные связи между двумя странами, на базе советских достижений сформирован комплекс условий, обеспечивающий производство космической техники, ее совместное использование в интересах России и Беларуси. Успешное масштабирование сотрудничества с РФ в области изучения и освоения космоса — осязаемый и необходимый в настоящее время результат деятельности Союзного государства.
В 2003 году президентом Беларуси Александром Лукашенко было принято решение о создании космического аппарата и национальной космической системы дистанционного зондирования Земли.
На практике это означало создание в республике при поддержке России новой отрасли экономики — космической, развивающейся на основе новейших технологий. Это, в свою очередь, стимулирует развитие других секторов экономики.
В июле 2012 года с космодрома «Байконур» в Казахстане российской ракетой-носителем «Союз-ФГ» был запущен первый белорусский спутник дистанционного зондирования Земли. Беларусь, таким образом, получила статус космической державы, что было оформлено в 2013 году на уровне ООН.
Белорусский спутник качественно выполняет свою миссию, в республике сформирована необходимая инфраструктура для приема, передачи и обработки космической информации. БКА действует в комплексе с российскими аппаратами аналогичного плана «Канопус‑В». В настоящее время БКА выполняет важные задачи в области национальной безопасности (создание актуальных карт, получение оперативной информации на приграничной территории), в экономической области (сбор информации для сельского, лесного хозяйства, мониторинг чрезвычайных ситуаций). На орбите находятся также белорусский спутник связи и два образовательных наноспутника Белорусского государственного университета. БКА вместе с российскими аппаратами аналогичных характеристик составляют единую космическую группировку.
В апреле 2022 года в ходе встречи глав государств Беларуси и России на космодроме «Восточный» Владимир Путин отметил, что Беларусь и Россия будут вместе формировать инфраструктуру космодрома, которая гарантирует Союзному государству независимый выход в космос. Важными направлениями были определены развитие системы дистанционного зондирования Земли, спутниковой связи. Белорусская сторона получила возможность участвовать в развитии города Циолковский, космодрома «Восточный». Россия поддержала инициативу Беларуси в подготовке и направлении белорусского космонавта на орбиту. Весной 2024 года первая белорусская женщина-космонавт Марина Василевская в составе экипажа российского корабля «Союз МС-24» совершила полет на российский сегмент МКС. Это знаменовало начало нового этапа в космическом сотрудничестве России и Беларуси в формате Союзного государства.
Белорусские и российские ученые и производственники сегодня работают над созданием российско-белорусского космического аппарата, запуск которого запланирован на 2028 год. К 2026 году планируется создать малый космический аппарат, а также российский и белорусский наноспутники для проведения экспериментов в космосе.
Взаимовыгодное и тесное сотрудничество в области космонавтики укрепляет научно-технический потенциал России и Беларуси, обеспечивает технологический суверенитет Союзного государства в непростое время геополитических изменений. Это наш совместный ответ на вызовы времени, весомая инвестиция в будущее развитие человечества.
Русакович Андрей Владимирович, заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и национальной безопасности, научный руководитель Ассоциации «Центр анализа и прогнозирования союзных интеграционных процессов»