Когда в Европе существовали колониальные империи, при управлении колониями использовались кадры из представителей местного населения, которые были готовы работать с колонизаторами. Всё это продолжает оставаться актуальным и сегодня, представая в формате неоколониализма, когда управление становится не таким явным, а у стран сохраняется видимость суверенитета и независимости. Примером такого положения дел можно назвать Молдову, всё больше переходящую под политический контроль соседней Румынии и евроатлантических институтов.
11 апреля в Молдове впервые пройдет Международный саммит мэров. Местом проведения выбрано село Данчены Яловенского района, расположенное на берегу водохранилища и известное своей туристической инфраструктурой.
Гостями этого саммита станут мэры, местные лидеры и эксперты, представители международных организаций и гражданского общества, которые проведут дискуссии по следующим темам: влияние технологий на городское управление и стратегии по повышению устойчивости сообществ.
«Саммит будет посвящен таким жизненно важным темам, как возрождение городов, повышение их привлекательности для людей, развитие экономики, обеспечение безопасности и роста, а также внедрение инновационных решений для укрепления ориентированного на человека подхода к городскому развитию», — заявляют организаторы мероприятия.
Заявленная повестка вполне респектабельна и невинна. Но список организаторов дает понимание сути этого мероприятия.
Проведением саммита занимается фонд Western NIS Enterprise Fund (WNISEF), созданный правительством США посредством хорошо известного Агентства по международному развитию (USAID).
WNISEF уже 29 лет декларирует свою деятельность в сфере инвестирования в малые и средние предприятия в Молдове и на Украине. В феврале прошлого года Western NIS Enterprise Fund (WNISEF) объявил о привлечении 135 миллионов долларов для урегулирования критических потребностей и дальнейшего содействия экономическому восстановлению на Украине и Молдове. В распространенном по этому поводу пресс-релизе Фонд пояснил, что средства привлечены из ликвидированного Американо-российского инвестиционного фонда (The U.S. Russia Investment Fund, TUSRIF).
В этом году саммит мэров будет проводиться уже в пятый раз и впервые пройдет в Молдове, где он получил поддержку президента страны Майи Санду. Безусловно, подобная декларация со стороны главы государства, которая проводит открыто антироссийский внешнеполитический курс, не случайна и лишний раз показывает истинное значение проводимого мероприятия. Впрочем, это проявляется не только во внешней, но и во внутренней политике нынешней власти Молдовы. В частности, речь идет о сфере образования — как высшего, так и среднего. И тут речь идет не только о многочисленных НПО, через которые Запад использует образовательные программы для подготовки своих лоббистов в элитах и структурах власти Молдовы.
В отличие от России, Запад не ставит перед собой задачи подготовки высококвалифицированных специалистов для Молдовы. Ему нужны проводники своих интересов и мировоззрения в экономике, политике и общественной жизни республики. И работа в этом направлении ведется в том числе и на перспективу — с сегодняшними студентами и даже школьниками.
Преследуя именно эту цель, действующая власть осуществляет реформу образования, по существу заключающуюся в сокращении числа ВУЗов, которая называется красивым словом «оптимизация». И вот два примера.
Государственный университет Молдовы поглотит Академию государственного управления и 13 других научно-исследовательских институтов, связанных с программами бакалавриата, магистратуры и докторантуры. Кроме того, при Госуниверситете будет создан центр подготовки государственных служащих, который при непосредственном сотрудничестве с Государственной канцелярией станет оказывать научно-методическую поддержку органам государственной власти.
Технический университет Молдовы объединится с Государственным аграрным университетом Молдовы и тремя другими научно-исследовательскими институтами. Декларируемая цель данного решения — укрепить стратегические отрасли национальной экономики и привлечь как можно больше студентов в наиболее важные и актуальные области, такие как инженерные и сельскохозяйственные науки.
Однако на деле результатом этих пертурбаций является концентрация управления высшим образованием в руках верных власти научных кадров, преимущественно унионистского характера. Именно эти сторонники поглощения Молдовы Румынией будут задавать тон в подготовке новых будущих кадров для Молдовы.
При этом сокращение числа вузов в Молдове имеет еще и другую цель — направить поток молодежи для обучения в Румынию, откуда подавляющее большинство вернется с соответствующими взглядами.
Но в сегодняшней Молдове подготовка кадров начинается уже со школы, где вместо истории своей страны молдавские школьники изучают «Историю румын» — предмет, введенный в программу практически с момента провозглашения независимости Молдовы. И этот курс с каждым годом становится все более реакционным. Так, нынешний министр образования и исследований Молдовы от партии PAS Дан Перчун считает необходимым пересмотреть курс «Истории румын», расширив тему войны на Днестре 1992 года, и ввести дополнительный курс «Репрессии и террор коммунистического режима».
Президент Майя Санду вместо решения проблем страны и населения также активно участвует в процессах вестернизации молдавского образования. На открытии Национального института образования и лидерства она призвала учителей рассказывать в школах о «плюсах евроинтеграции» и «авторитаризме в России». Также Санду призвала учителей обсуждать в школах европейские ценности и на примере России рассказывать, «какие опасности грозят нашему обществу и как от них защититься».
Стоит ли после этого удивляться, что молдавские выпускники западных вузов и образовательных программ поддерживают разрыв связей с Россией и СНГ, выступают за «евроинтеграцию» и превращение своей страны в плацдарм НАТО, а также всецело позитивно относятся к авторитарной политике Санду по притеснению неугодной ей прессы? Нет, они просто типичный продукт нынешней молдавской образовательной системы, которая заточена скорее на идеологическую обработку, чем на подготовку квалифицированных кадров.
В свете вышеизложенного возникают серьезные опасения за будущее Молдовы. Стране необходимы как коренная перемена в системе среднего и высшего образования, так и долгая и скрупулезная работа по преодолению последствий той идеологической обработки, которой подвергалось население, в первую очередь молодежь. Только приход к власти подлинно национально ориентированных элит может справиться с засильем западноориентированных кадров в структурах власти и создать условия для прихода на государственные посты, в экономику, науку и культуру Молдовы людей, думающих в первую очередь о своей стране и своем народе.