6 апреля отмечается Международный день спорта на благо развития и мира. Большой спорт изначально задумывался не только как зрелище и развлечение, но и как форма объединения и примирения людей. Еще в Древней Греции во время Олимпийских игр полисы прекращали войны и конфликты друг с другом.
Принцип «спорт вне политики», однако, оказался давным-давно дискредитирован. Случилось это далеко не вчера. Сам формат международных состязаний как соревнований национальных команд не мог не привести к политизации. Поэтому события большой политики практически всегда находили отражение и в большом спорте, а конфликты между странами могли приводить к односторонним демаршам и бойкотам.
Можно, например, вспомнить Олимпийские игры в Москве в 1980 году. Они проходили на фоне холодной войны, и страны Запада постарались организовать их бойкот.
Тем не менее до недавнего времени принцип более или менее равноправного участия в соревнованиях, а также справедливого судейства для всех стран соблюдался достаточно последовательно.
Однако в XXI веке глобальный Запад попытался установить свою гегемонию в большом спорте, так же как он это сделал в политике, экономике, информационной и идеологической сфере.
Международные структуры, такие как МОК, ВАДА и другие, фактически стали проводниками западной политики, взяв на себя в том числе карательные функции, направленные против спортсменов неугодных стран. В большом спорте, так же как и в мировой экономике, начал постепенно устанавливаться режим политически мотивированных санкций.
Россия, а вслед за ней и Беларусь стали главными жертвами этого нового подхода. С 2014 года началась настоящая эпидемия дисквалификаций российских спортсменов. Главную скрипку в этом играло антидопинговое агентство ВАДА, продемонстрировавшее избирательное правосудие и двойные стандарты.
Кончилось дело тем, что от индивидуальных санкций против спортсменов перешли к ограничительным мерам в отношении страны, запретив России участвовать в соревнованиях под собственным флагом. Спортсмены же оказались поставлены перед тяжелым моральным выбором — либо полный отказ от участия в международных соревнованиях, либо выступление в «нейтральном статусе», что, по сути, может рассматриваться как скрытая форма предательства.
Беларусь столкнулась с аналогичной проблемой в 2020 году. Следует отметить, что белорусских спортсменов попытались использовать в раскачивании протестов, и некоторые из них (пловчиха А. Герасименя, бегунья К. Тимановская и другие) действительно поддержали попытку политического переворота в стране. Тимановская теперь выступает под польским флагом, а Герасименя продолжает поддерживать различные оппозиционные «активности» уже в эмиграции.
Ну а спортсмены, сохранившие лояльность своему государству, стали подвергаться тем же унижениям и гонениям, что и их российские коллеги.
Предстоящая летняя Олимпиада в Париже, по всей видимости, станет апофеозом политизации большого спорта и задумана как показательная порка российских и белорусских спортсменов, которые все-таки решатся туда поехать под нейтральными флагами.
Во всяком случае, сомнений в этом не оставляют слова мэра Парижа Анн Идальго, которая заявила, что спортсменам из России и Беларуси не будут рады на Олимпийских играх. При этом Идальго подчеркнула, что украинские спортсмены получат полную поддержку и будут чувствовать себя в Париже как дома.
Столь неприкрытого вмешательства политики в спорт, как это заявление, сложно придумать.
Помимо политического давления на спортсменов из неугодных стран Запад активно продвигает в большой спорт гендерную и ЛГБТ-повестку*, размывая грань между мужскими и женскими видами соревнований. В перспективе подобное может привести к полной деградации большого спорта.
На этом фоне Беларусь и Россия вынуждены искать новые форматы международного взаимодействия в спортивной сфере. Конкурировать с глобальной шоу-индустрией, в которую превратился большой спорт под эгидой Запада, весьма непросто.
Поэтому пока приходится делать акцент на региональных чемпионатах, таких как «Игры стран СНГ — 2023», которые состоялись в прошлом году в Беларуси.
Еще одним направлением становится поиск принципиально новых форматов, возникающих под влиянием современных технологий, таких как кибер-спорт. Именно такого рода соревнованиями стали «Игры будущего — 2024», которые прошли в Казани в конце февраля. Широкое международное представительство на этих играх показало, что политика Запада, направленная на изоляцию наших стран в области большого спорта, провалилась. Негативная реакция на «Игры будущего» также продемонстрировала, что на Западе восприняли их как опасного и нежелательного конкурента, находящегося вне сферы действия ангажированных и коррумпированных международных спортивных организаций.
Россия и Беларусь синхронизируют законодательство и координируют деятельность в области спорта. Это позволяет сформировать единое правовое пространство Союзного государства в сфере развития физической культуры и спорта, что повышает эффективность работы по поддержанию активности и долголетия россиян и белорусов.
Очевидно, в этой связи нужно менять психологию как самих спортсменов, так и спортивных чиновников, которые долгое время были ориентированы на работу в рамках навязываемых Западом международных форматов и правил. Бойкот со стороны западных институтов вызвал растерянность и замешательство, а многие спортсмены предпочитают и дальше выступать на соревнованиях, пусть и под навязанными нейтральными флагами. По большому счету, не только нашему, но и мировому спорту сегодня нужна самая настоящая деколонизация.
*Экстремистское движение, запрещено в РФ
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН