Молдавский детский хор «Рапсодия» на двое суток застрял на границе Беларуси со странами ЕС из-за того, что Польша и Литва не хотели пропускать автобус. После выступлений в Беларуси дети из Молдовы неожиданно столкнулись с тем, что не могут вернуться домой, так как их не пропускают через границу ЕС.
На сегодняшний день попасть из Беларуси в Молдову по земле можно только автомобильным транспортом транзитом через Польшу или Литву, так как наиболее короткий путь через белорусско-украинскую границу в настоящее время заблокирован украинской стороной.
Первая попытка выехать из Беларуси была предпринята через погранпереход Брест — Тересполь на белорусско-польской границе. Однако въехать на территорию Польши молдавский автобус не смог из-за отказа польских пограничников, хотя накануне визита в Беларусь «Рапсодия» выступала в Варшаве. Причиной отказа во въезде было обозначено то, что Польша не пропускает не рейсовый транспорт, следующий транзитом из Беларуси.
После неудачной попытки въехать в Польшу автобус с молдавскими детьми попытался попасть в ЕС через Литву, и здесь сложилась еще более скандальная ситуация.
Литва также отказалась пропускать детский хор, причем автобус на несколько часов оказался заблокирован вооруженными людьми, которые даже не выпускали детей в туалет.
Поступала информация, что литовская сторона не пропустила автобус с детьми якобы из-за угрозы национальной безопасности. Это любимая формулировка Вильнюса, когда дело касается отношений с Беларусью или белорусско-литовской границы. В частности, под предлогом угрозы национальной безопасности литовские власти начали изымать ранее выданные гражданам Беларуси виды на жительство. Вильнюс осуществляет массовые проверки проживающих в стране белорусов и принуждает их заполнять специальные опросники, на основании которых делается вывод, представляет тот или иной человек угрозу национальной безопасности или нет. Как правило, угрожающими признаются те, кто когда-либо служил в белорусских силовых структурах (в том числе проходил срочную службу) или работал в атомной отрасли.
Однако какую угрозу для Литвы могут представлять дети из Молдовы, которые всего лишь хотели транзитом проехать к себе домой? Видимо, осознав всю абсурдность ситуации, власти Литвы позднее заявили, что истинной причиной отказа в проезде стало то, что у перевозчика не было необходимых лицензий. Но зачем в таком случае понадобилось привлекать автоматчиков, не пускавших детей в туалет?
После нескольких часов мучений на литовской границе автобус с детским хором был возвращен в Беларусь.
Следует отметить, что власти и общественные организации Беларуси оперативно откликнулись на возникшую абсурдную ситуацию и оказали всестороннюю поддержку детскому коллективу.
Дети были размещены в пограничной деревне Цуденишки (Ошмянский район Гродненской области), где в местной школе их накормили и предоставили место для отдыха. Всего в школе в Цуденишках разместились 25 участников детского хора: 11 детей, 12 взрослых и 2 водителя автобуса.
К разрешению ситуации подключились молдавские дипломаты и общественные деятели. Оппозиционный политик Илан Шор заявил, что оплатил авиаперелет для детского хора в Кишинев транзитом через Ереван. Однако это в конечном счете не понадобилась, так как Литва в конце концов дала добро на проезд автобуса. Всего история длилась двое суток.
Ситуация с детским хором вызвала широкий общественный резонанс как в Беларуси, так и в Молдове. Внимательно за ней следили и в России. Общая реакция на случившееся — недоумение и возмущение действиями пограничных ведомств европейских стран, устроивших форменное издевательство над детским коллективом.
Был ли инцидент с хором «Рапсодия» какой-то целенаправленной политической акцией или проявлением чрезмерной бюрократии? Скорее последнее. Вместе с тем это во многом обусловлено той напряженной атмосферой, которую Польша и Литва создали на границе с Беларусью.
Поиск угроз с востока стал неотъемлемой частью внешней политики Польши и Литвы. Вильнюс и Варшава считают, что Беларусь находится под российской «оккупацией» и выступает геополитическим плацдармом Москвы, направленным против восточного фланга НАТО. Исходя из этих предпосылок формируется и ситуация на границе, которая фактически существует в режиме частичной блокады. Под предлогом «угроз национальной безопасности» закрыто большинство погранпереходов, из-за чего возникает избыточная нагрузка на остающиеся пропускные пункты.
Ситуация усугубляется фактическим саботажем со стороны пограничных ведомств Литвы и Польши, которые намеренно замедляют процедуры оформления транспорта, что приводит к периодическому возникновению очередей и заторов на границе.
Очереди из большегрузов стали обыденностью белорусско-польского и белорусско-литовского пограничья. Но и для пассажирского транспорта прохождение границы сделалось лотереей — можно проскочить за пару часов, а можно и застрять на сутки.
Ситуация с детским хором «Рапсодия» стала закономерным следствием этой стрельбы из пушек по воробьям, которой занимаются пограничные ведомства Польши и Литвы, выставив их в весьма неприглядном свете. Впрочем, в Вильнюсе и Варшаве эту абсурдную историю предпочтут не заметить.
А вот в Молдове это обернулось очередным ударом по проевропейскому курсу правительства Майи Санду и дало оппозиции в руки дополнительные козыри. Граждане республики, причем дети, подверглись откровенному унижению со стороны пограничных ведомств стран ЕС, куда так стремится официальный Кишинев. Это наглядно проиллюстрировало, какое место отводится Молдове в «единой европейской семье». Весьма бледно выглядел в этой ситуации и МИД республики. Вот как охарактеризовал действия молдавских дипломатов оппозиционный политик Илан Шор: «Встанут на колени и будут просить: "Пустите, пожалуйста". Это же ваши друзья из ЕС — блюстители всего хорошего и законного. Самое грустное, что вы настолько жалкие, что даже Литва вас унижает».
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН