×
Политика Политика

Несмотря на внешнее давление, в Беларуси начинается трансформация политической системы

Источник изображения: 1prof.by

Беларусь готовится к важному политическому событию — началу работы Всебелорусского народного собрания (ВНС). Оно должно быть созвано не позднее 25 апреля, то есть не позже, чем через 60 дней после Единого дня голосования, который состоялся 25 февраля. А 31 марта завершается этап выдвижения кандидатов во Всебелорусское народное собрание от гражданского общества и местных советов депутатов.

ВНС — новый конституционный орган, который был создан в соответствии с новой редакцией белорусской Конституции, принятой 15 марта 2022 года. Численность ВНС составляет до 1200 человек: туда входят президент, представители всех ветвей власти, местных советов депутатов, гражданского общества. Членство в ВНС также предусмотрено для прекратившего свои полномочия президента. Созывается собрание раз в год (возможны и внеочередные заседания), и у него имеется постоянно действующий президиум во главе с председателем.

Новый орган получит весьма широкие полномочия. ВНС утверждает основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину и концепцию национальной безопасности, решает вопросы отправки военнослужащих за пределы Беларуси, введения военного и чрезвычайного положения. ВНС получит право смещать президента и решать вопрос легитимности выборов. Помимо этого ВНС назначает судей и членов Центральной избирательной комиссии. Ранее эти функции принадлежали главе государства. Решения ВНС будут носить обязательный характер и могут отменять правовые акты, иные решения государственных органов и должностных лиц, противоречащие интересам национальной безопасности, за исключением актов судебных органов.

Несмотря на то, что в белорусской Конституции ВНС появилось только два года назад, сам этот институт имеет уже почти тридцатилетнюю историю. Первое Всебелорусское народное собрание состоялось в 1996 году. Тогда это был фактически съезд сторонников Александра Лукашенко, собравшихся поддержать своего лидера на фоне противостояния с парламентской оппозицией.

Впоследствии съезды ВНС проводились с периодичностью примерно раз в пять лет, обычно на исходе очередного президентского срока. Это были символические мероприятия, на которых глава государства отчитывался о проделанной работе и обозначал планы на грядущую пятилетку. Всего к настоящему времени состоялось шесть съездов Всебелорусских народных собраний.

Однако отныне статус ВНС принципиально меняется. Из символического «народного схода» оно превращается в реальный конституционный орган с широкими властными полномочиями.

По сути, председатель ВНС и постоянно действующий президиум превращаются в параллельный президенту центр власти. Полномочия главы государства, напротив, существенно сокращаются.

Таким образом, Беларусь стоит на пороге самой масштабной с 1996 года политической реформы. Однако если в 1996 году была оформлена суперпрезидентская модель руководства со сверхконцентрацией полномочий в руках президента, то сегодня происходит обратный процесс — перераспределение власти между главой государства и новым конституционным органом.

Данный процесс рассматривается как этап подготовки к транзиту власти и созданию более децентрализованной модели, которая должна прийти на смену текущей системе госуправления. Некоторые белорусские эксперты называют новую модель власти «коллективным Лукашенко».

Вместе с тем очевидно, что пока Лукашенко уходить с политической арены не собирается. Во время Единого дня голосования он сделал заявление, что планирует выдвигаться на новый президентский срок (следующие президентские выборы в Беларуси состоятся в 2025 году). В этой связи возникает интрига: кто же займет пост председателя Всебелорусского народного собрания, который станет фактически вторым лицом в государстве?

Весьма вероятно, что им станет сам Лукашенко, который таким образом вновь замкнет на себя весь властный контур.

Тревожная геополитическая обстановка, складывающаяся вокруг Беларуси, не благоприятствует децентрализации власти. Напротив, сохранение сильного политического лидерства является гарантией внутренней стабильности и устойчивости Беларуси. Таким образом, вопрос политического транзита отложен как минимум до 2030 года, хотя определенные институциональные основания для него создаются уже сейчас.

Единый день голосования показал, что политическая система Беларуси после кризиса 2020 года стабилизировалась и пришла в равновесие. Расколоть и деморализовать белорусское общество не получилось, а высокий уровень явки на выборах свидетельствует о консенсусе по основным вопросам внутренней и внешней политики.

Более того, в условиях внешнеполитического давления, которые переживают Беларусь и Россия, сплочение обществ вокруг своих лидеров выглядит закономерным. Президентские выборы, прошедшие в России 15–17 марта, также продемонстрировали высокий уровень поддержки курса президента Путина. Более того, произошла очевидная общественная мобилизация. Об этом свидетельствовал высокий уровень явки не только внутри страны, но и на зарубежных участках, даже несмотря на то, что отдельные страны пытались препятствовать волеизъявлению российских граждан.

На Западе избирательные кампании, прошедшие в России и Беларуси, были встречены неодобрительно. Западные лидеры назвали выборы непрозрачными и недемократичными, несмотря на то, что какие-либо наблюдательные миссии коллективный Запад ни в РБ, ни в РФ не направлял.

Однако для России и Беларуси мнение западных «партнеров» в этом вопросе больше не имеет какого-либо значения. Времена, когда учитывалось мнение Вашингтона или Брюсселя, остались в прошлом.

 

Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Выжать досуха: украинские власти собираются добить свой малый и средний бизнес
27 марта
Не получая в достаточном количестве средств от Запада, Киев занялся поиском денег внутри страны. Высокопоставленные украинские чиновники намекают, что у них есть запасные планы на тот случай, если американцы так и не передадут Украине обещанные миллиарды. А в СМИ регулярно попадает информация о том, что власти страны готовятся повысить налоги и лишить ряд категорий предпринимателей возможности работать как физическим лицам — по упрощенной системе. Для многих представителей и так с трудом выживающего украинского бизнеса это будет означать начало конца.
Белорусский сенатор: Беларусь и Россия поддерживают талантливую молодежь
27 марта
Союзное государство (СГ) в настоящее время активно развивается во всех направлениях. Интеграция заметно продвинулась в экономике, социальной сфере, в обеспечении равных прав граждан, обороне, координации внешней политики. Это долгосрочный проект комплексного сотрудничества, нацеленный в будущее и имеющий весьма определенное ценностное измерение. Важнейшим результатом интеграции в рамках Союзного государства должно стать единое цивилизационное восприятие наших двух стран, нашего общего пространства, особенно со стороны молодежи.
Евроинтеграция убивает русский театр в Молдове
28 марта
Особенностью процесса так называемой «евроинтеграции», которая усиленно продвигается в Республике Молдова, является ее ярко выраженный антироссийский характер. И одно из главных проявлений этой политики — атака на русскую культуру и ее представителей.
Белорусская оппозиция готова разжечь войну в республике ради прихода к власти
29 марта
25 марта белорусская оппозиция отметила так называемый День воли. В этот день в 1918 году группа националистически настроенных интеллигентов в Минске провозгласила некую Белорусскую народную республику. БНР осталась виртуальным образованием, существовавшим исключительно в головах его основателей, не контролировавшим каких-либо территорий и никем не признанным. Очень похожая судьба постигла и нынешнюю белорусскую оппозицию, которая ведет свою деятельность из-за рубежа и ни на что не влияет.
Новости партнёров