Беларусь готовится к важному политическому событию — началу работы Всебелорусского народного собрания (ВНС). Оно должно быть созвано не позднее 25 апреля, то есть не позже, чем через 60 дней после Единого дня голосования, который состоялся 25 февраля. А 31 марта завершается этап выдвижения кандидатов во Всебелорусское народное собрание от гражданского общества и местных советов депутатов.
ВНС — новый конституционный орган, который был создан в соответствии с новой редакцией белорусской Конституции, принятой 15 марта 2022 года. Численность ВНС составляет до 1200 человек: туда входят президент, представители всех ветвей власти, местных советов депутатов, гражданского общества. Членство в ВНС также предусмотрено для прекратившего свои полномочия президента. Созывается собрание раз в год (возможны и внеочередные заседания), и у него имеется постоянно действующий президиум во главе с председателем.
Новый орган получит весьма широкие полномочия. ВНС утверждает основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину и концепцию национальной безопасности, решает вопросы отправки военнослужащих за пределы Беларуси, введения военного и чрезвычайного положения. ВНС получит право смещать президента и решать вопрос легитимности выборов. Помимо этого ВНС назначает судей и членов Центральной избирательной комиссии. Ранее эти функции принадлежали главе государства. Решения ВНС будут носить обязательный характер и могут отменять правовые акты, иные решения государственных органов и должностных лиц, противоречащие интересам национальной безопасности, за исключением актов судебных органов.
Несмотря на то, что в белорусской Конституции ВНС появилось только два года назад, сам этот институт имеет уже почти тридцатилетнюю историю. Первое Всебелорусское народное собрание состоялось в 1996 году. Тогда это был фактически съезд сторонников Александра Лукашенко, собравшихся поддержать своего лидера на фоне противостояния с парламентской оппозицией.
Впоследствии съезды ВНС проводились с периодичностью примерно раз в пять лет, обычно на исходе очередного президентского срока. Это были символические мероприятия, на которых глава государства отчитывался о проделанной работе и обозначал планы на грядущую пятилетку. Всего к настоящему времени состоялось шесть съездов Всебелорусских народных собраний.
Однако отныне статус ВНС принципиально меняется. Из символического «народного схода» оно превращается в реальный конституционный орган с широкими властными полномочиями.
По сути, председатель ВНС и постоянно действующий президиум превращаются в параллельный президенту центр власти. Полномочия главы государства, напротив, существенно сокращаются.
Таким образом, Беларусь стоит на пороге самой масштабной с 1996 года политической реформы. Однако если в 1996 году была оформлена суперпрезидентская модель руководства со сверхконцентрацией полномочий в руках президента, то сегодня происходит обратный процесс — перераспределение власти между главой государства и новым конституционным органом.
Данный процесс рассматривается как этап подготовки к транзиту власти и созданию более децентрализованной модели, которая должна прийти на смену текущей системе госуправления. Некоторые белорусские эксперты называют новую модель власти «коллективным Лукашенко».
Вместе с тем очевидно, что пока Лукашенко уходить с политической арены не собирается. Во время Единого дня голосования он сделал заявление, что планирует выдвигаться на новый президентский срок (следующие президентские выборы в Беларуси состоятся в 2025 году). В этой связи возникает интрига: кто же займет пост председателя Всебелорусского народного собрания, который станет фактически вторым лицом в государстве?
Весьма вероятно, что им станет сам Лукашенко, который таким образом вновь замкнет на себя весь властный контур.
Тревожная геополитическая обстановка, складывающаяся вокруг Беларуси, не благоприятствует децентрализации власти. Напротив, сохранение сильного политического лидерства является гарантией внутренней стабильности и устойчивости Беларуси. Таким образом, вопрос политического транзита отложен как минимум до 2030 года, хотя определенные институциональные основания для него создаются уже сейчас.
Единый день голосования показал, что политическая система Беларуси после кризиса 2020 года стабилизировалась и пришла в равновесие. Расколоть и деморализовать белорусское общество не получилось, а высокий уровень явки на выборах свидетельствует о консенсусе по основным вопросам внутренней и внешней политики.
Более того, в условиях внешнеполитического давления, которые переживают Беларусь и Россия, сплочение обществ вокруг своих лидеров выглядит закономерным. Президентские выборы, прошедшие в России 15–17 марта, также продемонстрировали высокий уровень поддержки курса президента Путина. Более того, произошла очевидная общественная мобилизация. Об этом свидетельствовал высокий уровень явки не только внутри страны, но и на зарубежных участках, даже несмотря на то, что отдельные страны пытались препятствовать волеизъявлению российских граждан.
На Западе избирательные кампании, прошедшие в России и Беларуси, были встречены неодобрительно. Западные лидеры назвали выборы непрозрачными и недемократичными, несмотря на то, что какие-либо наблюдательные миссии коллективный Запад ни в РБ, ни в РФ не направлял.
Однако для России и Беларуси мнение западных «партнеров» в этом вопросе больше не имеет какого-либо значения. Времена, когда учитывалось мнение Вашингтона или Брюсселя, остались в прошлом.
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН