Многолетние выдержка и терпение руководства РФ в отношении откровенно враждебной антироссийской политики стран Балтии привели к тому, что чиновники в Таллине, Риге и Вильнюсе привыкли считать такое поведение Москвы слабостью. А когда Россия вдруг начала жестко отвечать, они были очень удивлены и теперь тщетно пытаются это скрыть. При этом, в отличие от решений прибалтийских политиков, российские ответные меры никак не затрагивают простых граждан стран Балтии.
К перечню на более чем сотню объявленных в розыск МВД России прибалтийских политиков и чиновников добавился новый список: под санкциями оказались 347 антироссийских государственных и общественных деятелей, журналистов из Латвии, Литвы и Эстонии.
Причина появления «стоп-листа» та же, что и в случае с разыскиваемыми полицией преступниками из стран Балтии. Как указали в российском Министерстве иностранных дел, «враждебная политика в отношении России, активное лоббирование Латвией, Литвой и Эстонией санкционных мер против нашей страны, вмешательство во внутренние дела России, гонения на русскоязычное население, варварская кампания по массовому сносу памятников советским воинам-освободителям, переписыванию истории, героизации нацизма, а также проводимая прибалтами преступная линия на накачивание киевского режима вооружениями требуют ответных мер в отношении лиц, причастных к этим злодеяниям».
Среди тех, чьи действия МИД назвал «давно вышедшими за пределы правового поля и норм поведения цивилизованных стран», предсказуемо оказались, например, эстонская премьер Кая Каллас, главы литовской, латвийской и эстонской дипломатии Габриэлюс Ландсбергис, Кришьянис Кариньш и Маргус Цахкна, латвийский министр обороны Андрис Спрудс, командующий литовской армией Ввльдемарас Рупшис. В компанию с ними попали премьер Латвии Эвика Силиня, главный полицейский республики Рихардс Козловскис. Также в список включены экс-президенты Латвии Вайра Вике-Фрейберга и Эгилс Левитс, бывшая глава Эстонии Керсти Кальюлайд. Всех их объединяют агрессивные антироссийские взгляды, которыми они руководствуются (или руководствовались) при выстраивании своей внешней, экономической, исторической и культурно-гуманитарной политики.
В целом указанные политики частично добились того, к чему сами призывали. Так, Силиня во время своего недавнего выступления в Вашингтоне заявила о необходимости установления «железного занавеса» между Прибалтийскими республиками и Россией с Беларусью. Можно сказать, что своим решением РФ пошла навстречу чиновнице. В будущем можно было бы рассмотреть вопрос, как помочь странам Балтии окончательно избавиться еще и от российских нефти и газа. Ведь Силиня признала, что сделать это самостоятельно ее стране до сих пор не удалось.
Кая Каллас настаивала на том, что возможность въезда в Европу для россиян должна быть привилегией, а не безусловным правом. Теперь аналогичными возможностями эстонский премьер обладает в плане въезда в Россию.
Отметим, что ответная реакция прибалтийских политиков на появление российского «стоп-листа» выглядит несколько растерянной. Ведь в Таллине, Риге и Вильнюсе давно привыкли к безнаказанности — многие годы Москва терпеливо реагировала на их антироссийские заявления и решения. А тут было принято достаточно жесткое ответное решение.
Кое-кто ожидаемо пытается демонстрировать, что гордится попаданием в санкционный список. «Я хотел бы поблагодарить свою команду, семью и, самое главное, свою страну за эту особую награду (российские персональные санкции — прим. редакции). Спасибо вам всем! », — отметился в соцсетях Ландсбергис.
В отношении объявления РФ в розыск его идейных товарищей дипломат был более серьезен, признавая возможность появления проблем во время поездок в третьи страны. Запрет на въезд — это, конечно, не ордер на арест, но все равно попытка литовца сделать хорошую мину при плохой игре выглядит неубедительно.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что никого из обычных граждан Латвии, Литвы и Эстонии российские санкции не касаются — и в этом их отличие от действий Прибалтийских стран.
К примеру, еще 19 сентября 2022 года Латвия, Литва и Эстония, а также Польша запретили въезд россиянам, в том числе имеющим шенгенские визы, выданные третьими государствами. По словам Каи Каллас, ограничения были введены «в целях охраны общественного порядка и безопасности в Европе». 28 февраля этого года Литва продлила существующий запрет, срок действия которого истекал 4 марта. Вполне понятно, что не собираются отменять его и Эстония с Литвой.
Кроме того, страны Балтии отметились решением запретить гражданские автомобили с российской регистрацией под угрозой конфискации (кроме транзита). В то же время по России и Беларуси машины с эстонскими, латвийскими и литовскими регистрационными номерами до сих пор ездят в большом количестве.