После поездки башкана Гагаузии Евгении Гуцул на Всемирный фестиваль молодежи в Сочи, во время которого состоялась ее встреча с Владимиром Путиным, в Кишиневе решили усилить давление на автономный регион и его главу. Гуцул, в свою очередь, демонстрирует готовность противостоять атакам центральной власти. На фоне и без того непростых отношений между Кишиневом и Комратом усиление давления на автономию чревато ростом протестных настроений в Гагаузии, а при определенных раскладах — и вооруженным противостоянием.
Отношения между Кишиневом и Комратом складывались сложно и при бывшем главе автономии, башкане Ирине Влах, а когда в прошлом году выборы на этот пост выиграла Евгения Гуцул, представитель команды оппозиционного политика Илана Шора, давление со стороны центральной власти на автономию стало неприкрытым и постоянно возрастающим.
Кишинев сделал попытку аннулировать результаты выборов, но был вынужден отступить, так как это могло вызвать взрыв недовольства в автономии с далеко идущими последствиями. Несмотря на то, что, согласно законодательству Молдовы, башкан Гагаузии является членом правительства страны, Майя Санду до сих пор отказывается подписывать указ о включении Евгении Гуцул в состав Кабинета министров, обвиняя ее в «принадлежности к преступной группировке», и при поддержке партии PAS оказывает давление на Гагаузию.
Экс-премьер Молдовы Ион Кику заявил, что до сих пор не увидел доказательств и решения суда о нелегитимности назначения Евгении Гуцул на пост башкана Гагаузии. Он подчеркнул, что «пока Майя Санду, которая обязана это сделать по закону, не подписывает декрет о назначении, она льет воду на мельницу тех, кто хотел бы дестабилизировать ситуацию в Республике Молдова».
Главной линией в деятельности президента страны является стремление тем или иным способом ликвидировать Гагаузскую автономию, поскольку центральная власть воспринимает ее как препятствие на пути отказа от нейтралитета и дальнейшего поглощения Молдовы Румынией.
В 2014 году в автономии прошел референдум, в ходе которого более 90% гагаузов высказалось за провозглашение независимости в том случае, если Республика Молдова утратит свой суверенитет.
В первую очередь это решение касалось попыток ликвидации Молдовы как независимого государства путем поглощения ее соседней Румынией. Очевидно, что подобное решение гагаузов провоцирует недовольство в коридорах власти в Кишиневе, где сегодня все высшие государственные должности занимают чиновники с румынскими паспортами. Именно поэтому представители руководства часто выступают с заявлениями о необходимости ликвидации автономии и добавляют, что готовы проголосовать за это в парламенте страны.
Для атаки на Гагаузскую автономию предпринимаются разные меры, в том числе и экономическое давление. Примером этого стала попытка перераспределения НДС между Кишиневом и Комратом, которая могла лишить автономию ощутимых финансовых средств, что привело бы к сокращению расходов на инфраструктурные проекты и на социальные программы. Кроме того, центральная власть воспрепятствовала поставкам в Гагаузию дешевого природного газа по вдвое меньшей цене, чем закупаемый государственной компанией «Энергоком».
Помимо того, что Санду упорно отказывается утверждать включение Евгении Гуцул в состав правительства, глава исполнительной власти автономии лично подвергается атакам со стороны подконтрольной Кишиневу юстиции. Против Гуцул предпринимались попытки возбуждения уголовных дел. Особенно сильное недовольство со стороны власти вызвала поездка Гуцул на Международный фестиваль молодежи в Сочи, в ходе которого она встретилась с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. После этой встречи, которая подтверждает интерес России к сотрудничеству с Гагаузией, состоялась также беседа Евгении Гуцул с первым заместителем главы администрации президента России Сергеем Кириенко.
Итоги поездки Евгении Гуцул в Россию вызвали бурную реакцию в Кишиневе. В день ее возвращения в Молдову была вероятность задержания башкана Гагаузии прямо в аэропорту, однако это могло привести к непредсказуемым последствиям, учитывая, что встречать главу автономии приехали сотни жителей Гагаузии.
Уже вернувшись домой, Гуцул заявила о возможности провокаций со стороны Кишинева в отношении нее после поездки в Россию. Пока непонятно, в какой форме выразится давление центральных властей Молдовы на Гагаузию, но однозначно, что Кишинев будет искать любые способы поставить регион под полный контроль.
В то же время ликвидация особого статуса Гагаузской автономии или просто понижение его уровня в любом виде чреваты возникновением опасного очага напряженности и дестабилизацией обстановки во всей Молдове, что является прямой угрозой национальной безопасности.
Такие действия Кишинева могут привести к новому гражданскому противостоянию в стране и даже вооруженному конфликту с еще большими негативными территориальными последствиями. Однако похоже, что единственное, чем сегодня заняты руководители Молдовы, – сохранение власти и отстаивание интересов западных партнеров.