Настойчивые попытки властей Латвии запугать граждан России потерпели неудачу: невзирая на угрозы уголовного преследования и депортации, Рига продемонстрировала такие же очереди желающих проголосовать на выборах президента россиян, как и другие европейские столицы. При этом правительство ЛР пошло на такое беспрецедентное вмешательство во внутренние дела Российской Федерации, как тотальная проверка документов у избирателей, полицейские блокпосты, видеонаблюдение с применением спецтехники и даже патрулирование с вертолета.
Жители Латвии уже привыкли к положению своей страны как младшего партнера крупных западных государств. Этот статус последовательно передается и по властной, и по медийной цепочке: каждый начальник поменьше рангом стремится выслужиться перед вышестоящим, демонстрируя лояльные настроения. Однако операция по срыву выборов президента РФ в Латвии планировалась по всем правилам когнитивной войны и явно не усилиями отдельных чиновников, а системно. Похоже, именно к ней были приурочены и проверки граждан России на лояльность и агрессивная пропаганда в прессе.
Организаторы ожидали, что объект их усилий поведет себя, как обычный европейский гражданин, однако что-то пошло не так.
Вслед за «старшими» партнёрами, Вашингтоном и Брюсселем, официальная Рига называла нынешнюю электоральную кампанию не иначе как «выборами», еще с 2021 года заявляя, что ни при каких условиях не намерена признавать их результаты. Более или менее квалифицированные политологи понимают, что нынешнее переизбрание президента России – это голосование-референдум, где самое большое значение имеет явка. И когда за первые два дня она превысила 50%, латвийские политики утратили свои последние аргументы, ведь насильно такую явку обеспечить невозможно.
Такая явка - демонстрация сплоченности российского общества, которой в европейских странах нет и вряд ли предвидится.
Например, в Латвии активность избирателей последовательно снижалась с 1990-х годов и сейчас даже явка в 60% – хороший результат.
Напомним, что в 1992 году треть жителей республики была лишена гражданских прав, получив унизительный статус «негражданина». Эти люди до сих пор не имеют возможности участвовать в выборах самоуправлений, хотя любой иностранец из стран ЕС такое право в Латвии имеет. Из 800 тысяч «неграждан» одни покинули Латвию, другие приняли гражданство РФ, третьи натурализовались.
Но остается свыше 200 тысяч человек, которые считают унизительным просить гражданство в стране, где родились или прожили всю свою сознательную жизнь, работали, платили налоги и растили детей.
Таким образом, даже если учесть, что в Латвии осталось 1,9 миллионов жителей и полтора миллиона имеют право голоса, за партии нынешнего состава Сейма проголосовали 648 199 человек, то есть менее трети населения.
В условиях партийного противостояния, когда ни у одной избранной силы нет квалифицированного большинства, коалиции уже более 20 лет создает нынешняя правящая политсила «Новое единство», которая на последних выборах получила 173 тысячи голосов (менее 10% населения страны). И если еще 5-6 лет назад считалось неприличным чтобы высшие посты в государстве занимали представители одной партии, то теперь и президент, и премьер являются выходцами из одной политсилы. И того, и другого народ не избирает: назначение - результат не только внутриполитического, но даже внутрипартийного торга. Вместо дискредитировавшего себя Кариньша «Новое единство» выдвинуло на сцену Силиню, когда уйдет она, найдется другая карта в колоде.
Что касается референдумов, то латвийская власть так испугалась своего народа при проведении плебисцита за статус русского языка как второго государственного, что увеличила порог сбора подписей до 155 тысяч. Поэтому с 2009 года ни одного инициированного снизу референдума в стране не проводилось.
Как видно, в Европе это теперь считается нормой: Финляндия не сочла нужным даже по поводу вступления страны в НАТО поинтересоваться мнением своего народа.
Историк Александр Дюков считает, что голосование в Риге, благодаря усилиям властей, стало крупнейшей акцией протеста, в которую невольно превратилась очередь избирателей, растянувшаяся на несколько кварталов. Ни один протест с ковидных времен не демонстрировал подобной явки.
Провалившись в попытках запугать граждан России, власти Латвии неотвратимо теряют поддержку и у собственных граждан. Публицист Сандрис Точс со ссылкой на свидетельство своего брата, побывавшего на днях в Беларуси, недоумевает «красным» предупреждениям латвийского консульства с призывом покинуть территорию соседней республики в дни выборов президента РФ из-за «значительных рисков безопасности и непрогнозируемого развития ситуации в ближайшее время». «Если ситуация опасна, не должно ли консульство до последнего помогать гражданам Латвии? – спрашивает Точс. – Мой брат смеётся: «красное» предупреждение опубликовано для того, чтобы латыши не ехали к соседям и не видели того, что не совпадает с государственной пропагандой. Распространяемое нашими медиа представление о Беларуси – откровенная ложь. Это наша соседняя страна, и ничего плохого она нам не сделала».