Чем ближе выборы президента России, тем выше уровень агрессии и непоследовательности среди прибалтийских элит. Они, с одной стороны, заявляют о защите демократии, но в то же время хотят помешать свободному волеизъявлению немногочисленных граждан РФ, проживающих на их территории. Сначала было заявление латвийского министра юстиции Инесе Либини-Эгнере, теперь начальник Госполиции страны Армандс Рукс сказал, что на входах на территорию посольства РФ в Риге будут размещены КПП для проверки документов у всех, кто 17 марта придет на единственный оставшийся в Латвии российский избирательный участок.
У этих заявлений есть единственная цель: запугать граждан России и заставить их сидеть дома в день выборов. Никакой другой политической задачи у латвийских властей нет: даже тотальная блокада выборов в Латвии на их исход не повлияет.
Это и не нравится руководителям страны. А еще больше их не устраивает поддержка Путина, о которой пишут даже западные СМИ, вознося российского лидера на вершину популярности с рейтингом выше 70%. Никто из современных латвийских политиков не может похвастаться такой поддержкой населения. Наоборот: они соревнуются, кто сильнее побьет «антирейтинги». После не слишком популярного президента Вейониса Сейм избрал Левитса. Закончив карьеру с отрицательным рейтингом минус 46%, Эгил Ионасович бесславно покинул апартаменты главы государства, уступив бывшему министру иностранных дел Ринкевичу. Последний более всего известен предвыборным лозунгом «Назло Кремлю мы есть удавшееся государство». А ведь еще в 2010 году Ринкевич никакого зла на Кремль не таил, так как в ранге главы президентской канцелярии организовывал официальный визит своего руководителя Валдиса Затлерса в тот самый Кремль.
На высшем государственном посту Ринкевич занимается достаточно странными вопросами. Он интересуется содержанием школьных сумок (можно или нельзя их досматривать), вынесенными судебными приговорами и применением санкций, что ожидаемо только снижает его не слишком крупный политический вес.
А действующий премьер Силиня за 100 дней своего правительства лишь смогла убедить общественность, что её кабинет ещё хуже предыдущего, поскольку никакими инициативами не отметился. Предшественник из её же партии «Новое единство» Кришьянис Кариньш хотя бы капитальный ремонт банковской системы устроил. Да так, что теперь самому послу США в Латвии недоступно открытие счета.
Даже на общеевропейском фоне, где только каждый третий доверяет правительству, Латвия отличается ещё более удручающими показателями. По всем статьям доверия власти они вдвое-втрое ниже, чем в среднем по ЕС.
А тут на носу выборы в Европарламент, а после них – и президентская гонка в США. Известно, что рейтинг «Нового единства» (а к этой партии принадлежат почти все антироссийски настроенные политики) в последний раз немного вырос после начала СВО. Руководитель социологического центра SKDS Арнис Кактиньш объяснял это «военной тревогой», заставившей избирателей сделать ставку на «знакомое зло» и не менять коней на переправе. Разумеется, эти данные известны и политикам. Поэтому они пытаются запугать не столько граждан России, которых в Латвийской Республике ничтожно мало, а собственных. Связано это с тем, что «рука Москвы» уже не слишком помогает держать население в нужном настроении, поэтому придумываются угрозы местного масштаба.
Такие вещи, как недопустимость вмешательства во внутренние дела другого государства, в Риге давно не волнуют ни политиков, ни юристов, ведь само понятие демократии при отсутствии общественных институтов – это просто формальность. Выборный процесс в Латвии успешно гарантирует несменяемость власти «Нового единства» уже практически более 20 лет: с момента, когда предтечу этой партии сформировал экс-глава Банка Латвии Эйнар Репше.
Неоднозначная конструкция выборов по партийным спискам, скопированная Латвией в 1920-е годы у Веймарской республики, не позволяет ни одной силе получить большинство. А в коалиционных торгах всегда побеждает не обладатель самой крупной группы депутатов, а самый хитрый и циничный. Разговоры о смене Конституции, о выборах хотя бы половины депутатов по одномандатным округам с возможностью отзыва, о прямых выборах президента остаются лишь разговорами, потому что нынешним лицам у государственной власти это совсем не выгодно.
На деле Латвия находится в руках группы политиков, которые ею управляют через так называемый коалиционный совет. Именно он обсуждает все законопроекты до того, как они попадут в Кабинет министров, а оттуда в машину голосования (Сейм). Эту группу не заботят интересы страны и народа. Но они твердо знают: что бы они ни делали, ни их положению, ни их кошельку это не повредит.