В Беларуси и России начался цикл избирательных кампаний. В РБ 25 февраля состоялся Единый день голосования, на котором граждане страны избирали депутатов местных советов и Нижней палаты Национального собрания (парламента). Россию на этой неделе ожидают президентские выборы. Обе кампании проходили в условиях противостояния с Западом и мощного политического давления с его стороны.
В Беларуси Единый день голосования стал первой крупной политической кампанией после неудачной попытки государственного переворота в 2020 году. Она запускает процесс формирования новой архитектуры власти в Беларуси на основе новой редакции Конституции, которая была принята 15 марта 2022 года.
В течение 60 дней после Единого дня голосования, то есть не позднее 25 апреля должно быть сформировано Всебелорусское народное собрание (ВНС) — новый конституционный орган, который получит широкие властные полномочия.
ВНС будет утверждать основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину и концепцию национальной безопасности, а также решать вопросы отправки военнослужащих за пределы Беларуси, введения военного и чрезвычайного положения. ВНС получит право смещать президента и решать вопрос о легитимности выборов. Помимо этого будет назначать судей и членов Центральной избирательной комиссии. Ранее эти функции принадлежали президенту.
Перераспределение полномочий между главой государства и ВНС некоторыми рассматривается как подготовка к транзиту власти и переходу от суперпрезидентской персонифицированной модели, завязанной на фигуре Александра Лукашенко, к более децентрализованной системе управления государством.
При развитии событий по такому сценарию возникает важный вопрос: какое место в новой системе управления займет белорусский лидер. 25 февраля, в Единый день голосования, Лукашенко озвучил планы вновь баллотироваться на пост президента в 2025 году. Однако стоит учитывать, что это уже будет президент с ограниченными полномочиями, часть которых перейдет ВНС. В связи с этим возникает интрига, кто окажется на посту председателя ВНС, который становится фактически вторым лицом в государстве.
Весьма вероятно, что эту должность займет также Александр Лукашенко, тем самым вновь замкнув на себя весь управленческий контур. Если это так, то вопрос политического транзита в Беларуси откладывается до 2030 года.
В условиях напряженной геополитической обстановки, которая сложилась вокруг Беларуси, это было бы вполне логичным шагом. Сильное правление является весьма устойчивым к попыткам дестабилизации извне. События 2020 года в Беларуси наглядно это продемонстрировали. Напротив, создание двух параллельных центров власти может ослабить управленческий контур и спровоцировать Запад на новую попытку дестабилизации. Внешнеполитическая обстановка сегодня не располагает к политическому реформаторству.
Еще одним новшеством прошедших в Беларуси выборов стало относительное укрепление партийной системы. Впервые сформирован преимущественно партийный состав Нижней палаты Национального собрания. В парламент прошли все четыре партии, которые являются официально зарегистрированными в Беларуси. Данные политсилы стоят на позициях поддержки действующей власти и проводимого ею курса. В сочетании с высокой явкой избирателей на недавних выборах это свидетельствует о высоком уровне сплоченности белорусского общества и консенсусе по основным вопросам внутренней и внешней политики, а также о неприятии гражданами «цветных революций».
Особенностью обновленной партийной системы РБ является то, что в ней отсутствуют прозападные националистические политсилы, традиционно занимавшие в политической системе республики нишу оппозиции. После событий 2020 года, когда они поддержали политический переворот, они были распущены и лишились возможности участвовать в выборах.
«Беглая» оппозиция отреагировала на выборы в Беларуси достаточно вяло, традиционно обвинив власти в политических репрессиях и назвав сами выборы «спектаклем».
При этом никакого внятного плана саботажа или бойкота выборов белорусские политические эмигранты не выдвинули. Очевидно, в этой среде происходит осознание собственного бессилия и невозможности влиять на положение дел в Беларуси.
Более того, перед политическими эмигрантами сейчас стоят более насущные задачи — выживание в принявших их странах. Так, Литва инициировала проверки 18 тысяч проживающих там белорусов и грозит лишениями видов на жительство и депортациями в случае обнаружения «негативной информации», под которую может попасть, например, прохождение срочной службы в вооруженных силах Беларуси.
В Польше на грани закрытия оказался телеканал «Белсат» — один из основных рупоров белорусской националистической оппозиции, долгие годы вещавший из Польши на белорусскую аудиторию. Сегодня «Белсат» и связанные с ним ресурсы признаны в Беларуси экстремистскими формированиями.
Очевидно, что и в Польше, и в Литве нарастает разочарование в белорусской беглой оппозиции и осознание ее неспособности дестабилизировать ситуацию внутри РБ. Польские и литовские власти все более тяготятся финансированием группы политиков, эффективность которых близка к нулю.
Вместе с тем это не значит, что на Западе отказались от планов по дестабилизации Беларуси и разрушению Союзного государства с Россией. Идет поиск новых, более эффективных средств и методов взамен не оправдавших себя. А значит, и Москве, и Минску следует готовиться к новым неприятным сюрпризам. В этих условиях важно сохранить стабильность политических систем обоих государств.
Волеизъявление граждан Беларуси и России свидетельствует о том, что в условиях навязанной Западом гибридной войны народы двух стран выступают за сохранение своего стратегического суверенитета, надежной защитой и гарантией которого является поступательная интеграция в рамках Союзного государства.
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН