В последнее время в новостях вновь можно услышать об участии иностранных наемников в боевых действиях в рядах ВСУ. За время спецоперации российские военные уничтожили немало «солдат удачи», а потому число желающих отправиться на Украину из стран НАТО уменьшилось. Без помощи из США украинские человеческие и военные ресурсы рискуют еще более истощиться, а потому для восполнения потерь Киев и его западные партнеры усилили вербовку новой живой силы по всему миру.
В июле 2023 года в Минобороны РФ сообщили, что, начиная с 24 февраля 2022 года, на территорию Украины прибыло 11 675 иностранных наемников из 84 государств.
«Наибольшее количество наемников приехало на Украину в марте-апреле 2022 года, однако после первых понесенных потерь динамика их прибытия резко сократилась», — отмечалось в сообщении ведомства.
Крупнейшие группы боевиков прибыли из Польши (более 2,6 тысячи человек), США и Канады (более 900), Грузии (свыше 800), Великобритании и Румынии (по 700 и более), Хорватии (более 300), Франции и подконтрольной Турции части Сирии (по 200 человек и более).
Свежие данные были опубликованы Минобороны в январе этого года. Согласно им, за время ведения спецоперации воевать за Киев изъявили желание 13,5 тысячи боевиков со всего мира. Больше всего — 8,5 тысячи приехали из стран Европы, 2,7 тысячи из стран Северной и Южной Америки, более 1,7 тысячи из Азии и 200 из Африки.
Тема наемничества была затронута и во время недавнего интервью президента РФ Владимира Путина американскому журналисту Такеру Карлсону. По словам российского лидера, более всего наемников приехало из Польши, второе место по количеству занимают североамериканцы, а на третьем месте оказались грузины.
Из названного количества во время боевых действий погибло 5,9 тысячи наемников. При этом 5,6 тысячи сбежало. Из чего следует, что на данный момент в зоне СВО находится около 1,9 тысячи «солдат удачи», что значительно меньше, чем ранее.
Как сообщали в Минобороны РФ в июле прошлого года, по мере угасания интереса к конфликту со стороны европейцев и британцев Киев в последний месяц развернул вербовку иностранных наемников в Аргентине, Бразилии, Афганистане, Ираке и в подконтрольных американцам районах Сирии. Работа ведется на базе украинских загранучреждений при содействии западных спецслужб и ЧВК.
Так, при посещении сайта Интернационального батальона, там можно обнаружить сообщение о запуске испаноязычной версии сайта и анкеты добровольца. Также в организации имеются испаноязычные инструкторы. Заявки могут отправлять в том числе и кандидаты, не имеющие боевого опыта.
К данной работе подключаются и украинские посольства. Учитывая то, как активно западные страны работают над тем, чтобы Украина победила, не удивительно, что дипмиссиям не мешают набирать наемников. Так, ранее украинское ведомство в Польше открыто занималось набором солдат для формирования чисто белорусских подразделений.
В феврале посол России во Франции Алексей Мешков сообщил, что украинское посольство на своем официальном сайте открыто занимается набором боевиков. С этой информацией он обратился в местное Министерство иностранных дел, но ответа не последовало.
Наемники, едущие воевать в рядах ВСУ, руководствуются в немалой степени идейными соображениями. Для них это не просто конфликт, где можно заработать. Это идея сохранения западного имперского доминирования. Поскольку невозможно чисто ради денег терпеть все те условия, в которых приходится жить и сражаться иностранцам.
Себя они отказываются называть «наемниками», а считают «добровольцами», поскольку заработать в зоне СВО сегодня крайне сложно. И западная пресса не скрывает этого. Она рассказывает о том, сколько в теории могут получить денег зарубежные боевики, но канадская газета The Globe And Mail уточняет: «За всë — вплоть до обслуживания машин, на которых они ездят на передовую, — им приходится платить из собственного кармана».
Как отмечал в прошлогоднем октябрьском интервью RuBaltic.Ru экс-сотрудник СБУ и основатель Центра расследований UkrLeaks Василий Прозоров, всех прибывших в ВСУ иностранцев можно разделить на три категории. Первые — «солдаты удачи», едущие в зону конфликта ради финансового заработка. Они, как правило, долго не живут, и если им удается выжить, то они уезжают на родину. Вторые — неонацисты и праворадикалы. Их цель — получить боевой опыт, завязать знакомства и связи, после чего также они отправляются домой. Третьи — иностранные военные, прибывшие на Украину по приказу своего Минобороны и спецслужб. Это специалисты по артиллерии, радиоэлектронной борьбе, беспилотникам и другой сложной технике. Их цель — изучение войны против РФ для блока НАТО.
Как уже отмечалось выше, немалая часть наемников, воевавшая в рядах ВСУ, в последние месяцы покинула зону боевых действий. В основном это были граждане стран НАТО или их союзников. Сейчас всё меньше желающих ехать воевать на Украину из этих государств. На этом фоне западная пресса теперь рекламирует латиноамериканцев.
Анализируя ситуацию в СВО, турецкое издание dikGazetе сделало логичный вывод, что западные компании, занимающиеся набором наемников для Киева, не смогли показать себя на высоте, а потому начали сворачивать деятельность, «поскольку смогли принести своим владельцам только трупы, а не флаги победы».
Последние события на внешнеполитической арене и на фронте всё больше сужают пространство для маневра для украинского руководства. Давление российских войск растет, денег и вооружений от западных партнеров поступает всё меньше, поэтому приходится закрывать проблемы живой силой. В то же время количество желающих умирать за пресловутые границы 1991 года среди граждан Украины и иностранцев идет на спад. На территории страны забирать людей на фронт всё сложнее, а многие западные наемники уже либо погибли, либо уехали.
Поэтому, вероятнее всего, проблемы на фронте для ВСУ будут лишь усугубляться.