В начале 2024 года на собрании с доверенными лицами президент России Владимир Путин заявил о необходимости создания на Украине демилитаризованной зоны (ДМЗ) для защиты российского тыла от ракетных ударов. По его словам, «линия должна быть такой и на таком удалении от нашей территории, которая бы обеспечила безопасность мирных городов». В то же время Запад поставил перед Киевом задачу продолжать бить по российским тылам, что делает создание ДМЗ насущной необходимостью для обеспечения безопасности населения России.
Как объяснил Владимир Путин, обстреливая мирные города, украинское руководство занимается отвлечением внимания собственного населения и западных партнеров от провалов контрнаступления, демонстрируя возможности наносить ощутимые удары по России, а также провоцирует ВС РФ на ответные действия.
На Украине гадают, о каких областях идет речь. Так, в соцсетях распространяются карты, на которых отмечены Черниговская, Полтавская, Сумская, Харьковская, Николаевская, Одесская и часть Кировоградской области.
В свою очередь вскоре после заявления Путина секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексей Данилов в свойственной ему манере заявил о намерении отодвинуть ДМЗ в обратном направлении — до Москвы и Санкт-Петербурга, уточнив, что другие российские города уже находятся в зоне поражения ВСУ.
Тем самым он фактически подтвердил важность слов Путина.
Идея о разделе Украины по линии ДМЗ уже не в первый раз озвучивается с момента начала спецоперации. Первыми об этом заговорили западные эксперты еще летом 2022 года.
Как заявил в июле 2022 года экс-командующий Объединенными силами НАТО в Европе Джеймс Ставридис: «Ситуация развивается в сторону того, как окончилась Корейская война. То есть дело идет к перемирию, демилитаризованной зоне между двумя сторонами, продолжающейся вражде, своего рода замороженному конфликту».
По мнению Ставридиса, целями киевского режима должны быть переговоры по формуле «мир в обмен на землю», восстановление при поддержке Запада и получение гарантий безопасности. Необходимость такого подхода объяснялась и в статье для National Interest, в которой консультант Госдепа США Уэсли Саттервайт и аналитик Центра изучения демократии Люнебургского университета Лейфана в Германии Алекс Бурилков отмечали, что данная стратегия позволит остановить Россию, пока она не добилась победы.
Но в действительности этот подход невозможно реализовать даже при благоприятных условиях по нескольким причинам.
Во-первых, в Киеве никогда бы не пошли на мир, поскольку завершение войны — это политическая смерть для Зеленского, который даже президентские выборы отменил, чтобы остаться у власти.
Во-вторых, восстановление при финансовых вливаниях Запада — это уловка, поскольку на Украине одна из самых коррумпированных властей в мире. А потому, сколько денег ни давай, их львиная доля уйдет в карманы украинских чиновников.
В-третьих, на примере Соглашения о гарантиях безопасности с Великобританией, которое недавно было подписано Зеленским и британским премьером Риши Сунаком, видно, что гарантии дают не Киеву, а, как ни странно, Лондону, тогда как Украине достались лишь обещания, которые не имеют юридической силы. Есть вероятность, что и другие западные страны будут предоставлять такие же «гарантии» украинскому государству.
Однако последующие события показали, что стратегию, озвученную Ставридисом, продолжают считать на Западе актуальной.
Так, в декабре 2022 года американское издание The Washington Post со ссылкой на экс-посла на Украине Уильяма Тейлора сообщило, что в Вашингтоне допускают разрешение конфликта по корейскому сценарию. Тогда же было сделано заявление Зеленского Associated Press, что на Западе слышны голоса в пользу переговоров с Россией.
При этом дело попытались представить так, будто в перемирии нуждается Россия. Именно об этом в январе 2023 года и сказал секретарь СНБО Данилов. Хотя, как позже подтвердил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, из Москвы таких предложений не поступало.
Когда в январе 2023 года эксперты американской исследовательской корпорации RAND в очередной раз предложили идею ДМЗ для недопущения дальнейшего продвижения российский войск, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров заявил, что речь идет об уловке для препятствования выполнению задач СВО.
«Кто будет гарантировать, что эта зона будет на самом деле демилитаризованной? А самое главное, оставшаяся часть Украины будет постоянным очагом напряженности», — отметил Джабаров.
По его мнению, идея, продвигаемая Западом, преследует цель укрытия на территории ДМЗ диверсионных групп, которые затем будут проникать на российскую территорию.
Напомним, что созданный в рамках «зерновой сделки» гуманитарный коридор часто использовался Киевом для нанесения ударов по российским кораблям.
Обстрелы российских городов показали, что Запад будет игнорировать их точно так же, как закрывал глаза на обстрелы Донецкой и Луганской народных республик с момента объявления Киевом так называемой АТО и до начала СВО. А потому создание ДМЗ приобретает особую важность во избежание жертв от новых терактов ВСУ на территории РФ.
Только создаваться данная зона должна не Западом, а ВС РФ. Так как только российская армия может быть гарантом безопасности для России и ее граждан.