В конце февраля исполняется 10 лет с момента государственного переворота на Украине. Событие неоднозначное, противоречивое, но в тоже время знаковое и символическое как для Украины, так и для России. Переворот стал итогом массовых акций протеста в Киеве, которые продолжались с ноября 2013 года. Поводом для этих событий явилось решение руководства Украины отложить подписание Соглашения об ассоциации с ЕС.
На осень 2013 года приблизительно половина граждан Украины выступала за европейский вектор развития страны, который подразумевал максимальную интеграцию с Европейским союзом, вплоть до присоединения. И этот факт можно занести в «актив» Виктора Януковича и его окружения. Тогдашние украинские элиты не были пророссийскими, как их принято называть на Украине. При Януковиче страна не сближалась с Таможенным союзом или с ОДКБ, вопрос русского языка как второго государственного был забыт политиками вскоре после президентских выборов. Зато активно велась работа над выстраиванием более тесного сотрудничества с Европейским союзом, прежде всего, в формате экономической и политической ассоциации.
Связано это было с тем, что Виктор Янукович и его приближенные были прагматичными политиками и бизнесменами, исходя из этого они и выстраивали конструктивные и взаимовыгодные отношения с Российской Федерацией. Но многие из окружения тогдашнего президента Украины видели в ЕС привлекательные рынки сбыта для своей продукции, а также возможность стать частью европейской элиты.
В итоге руководство государства оказалось «на растяжке»: с одной стороны, интересы страны требовали сохранить торгово-экономические и политические отношения с Россией, т. к. РФ была главным экономическим и промышленным партнером, крупнейшим соседом. С другой, интересы элиты, которая больше хотела сближения с Западом, на котором у нее уже тогда было большое количество активов и собственных бизнес-интересов.
Вероятно, осознание масштаба экономических проблем от заключения Соглашения об ассоциации с ЕС и от разрыва отношений с РФ заставили Киев отложить (а не отказаться) подписание документа.
Однако данное решение привело к началу массовых протестов в Киеве и других крупных городах страны. 21 февраля произошла последняя попытка мирным путем урегулировать кризис — было заключено соглашение (о котором очень скоро забыли) между тогдашней властью и так называемой оппозицией. Подписывая данный документ, Виктор Янукович, скорее всего, не представлял, что уже ближайшей ночью ему придется в срочном порядка бежать из Киева.
Ведь гарантами выступили послы Германии, Франции и Польши, которые уже спустя несколько дней фактически легитимизировали новую, преступную украинскую власть, которая заняла должности в нарушение Конституции страны.
В итоге дальнейшее развитие событий привело к началу распада Украины, за этим последовало развязывание гражданской войны, а в последствии и СВО.
Как уже отмечалось выше, примерно половина населения Украины поддерживала более тесное сотрудничество с ЕС, вплоть до полной интеграции. Отказ от подписания Соглашения об ассоциации прозападно настроенные жители восприняли как «сворачивание» курса на вступление в Евросоюз, в результате чего сотни тысяч людей по всей стране вышли на митинги.
Немаловажную роль сыграли в этом процессе и западные политтехнологи. В ходе Майдана были использованы технологии и методы ненасильственной (на определенном этапе и насильственной) борьбы, отработанные до этого в ряде государств, таких как Сербия, Грузия, Киргизия. Важной частью стала информационная работа с населением. Людям внушали, что отказ от евроинтеграции приведет к экономическому краху Украины, к падению уровня жизни, а дальнейшее следование курсом по сближению с Евросоюзом, напротив, будет способствовать развитию медицины, образования, инфраструктуры и прочего. К информационной обработке населения активно подключились и западные политики.
В результате Майдан победил. Соглашения об ассоциации (экономической и политической) были подписаны. Спустя 10 лет мы можем подытожить, что ни одно из обещаний украинских и западных политиков так и не сбылось, а страна сегодня стоит на грани полного политического, социального и экономического краха.
Хотя история и не терпит сослагательных наклонений, всë же стоит сказать, что, если бы не было протестов и госпереворота, Украина с высокой долей вероятности до сих пор оставалась бы дружественным для России государством и не балансировала бы на грани полного уничтожения.
И этот посыл в первую очередь адресован украинским политикам.
Денис Денисов, эксперт Финансового университета при правительстве РФ, директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии