На фоне стремительного падения рейтингов власти в Республике Молдова и в свете приближающихся выборов главе государства Майе Санду и правящей партии PAS необходимо придумывать нестандартные пути, чтобы по итогам электоральных кампаний сохранить власть. На сегодняшний день результат их деятельности оставляет мало шансов не только для переизбрания на второй срок, но и для продолжения какой-либо политической деятельности в будущем.
Сложность ситуации для действующей молдавской власти заключается в том, что «традиционные» для прозападных сил способы политической борьбы, такие как административный ресурс, снятие с выборов оппозиционных кандидатов и партий, расчеты на голосование европейской диаспоры и другие, уже вряд ли помогут.
Тем не менее у Санду и PAS есть один козырь, который они могут предъявить определенной части электората. Речь идет о том, что единственным их предвыборным обещанием, которое можно хотя бы в малой степени считать выполненным, является продвижение республики к членству в ЕС. Именно его и решила использовать Майя Санду, заявив о намерении провести в день выборов президента референдум о европейском выборе Молдовы.
Глава государства не скрывает, что референдум не состоится из-за низкой явки, если его провести в любую другую дату. Для реализации идеи президент провела консультации с рядом партий на тему референдума о вступлении в ЕС. Также Санду обсудила этот вопрос с прессой, лидерами общественного мнения, гражданским обществом, молодежными организациями и рядом политиков Республики Молдова.
Выступая в телевизионном эфире, глава государства заявила, что главный аргумент проведения плебисцита — явка. «Хочу объяснить, почему я предложила, чтобы оба голосования состоялись в один день. Главный аргумент — участие. Потому что это решение на референдуме определит судьбу страны на многие годы вперед. И по нашему опыту мы знаем, что на президентских выборах у нас всегда самый высокий уровень участия по сравнению с другими выборами», — сказала она. Кроме этого, референдум было решено сделать конституционным, как заявила вице-спикер парламента от PAS Дойна Герман, добавив, что решение по проекту внесения поправок в Конституцию должен принять Конституционный суд.
Ради проведения этого плебисцита правящей партии PAS пришлось в срочном порядке менять избирательное законодательство, запрещающее проводить референдумы в один день с выборами.
Идеи президента были негативно восприняты оппозицией. Экс-премьер страны Ион Кику, лидер оппозиционной Партии объединения и развития Молдовы, заявил на телевидении, что референдум не имеет никакого смысла. По его словам, он ничего не даст, даже если по его итогам в Конституции закрепится, что страна стремится в Евросоюз.
«На этом этапе данный референдум стоит только денег и важен исключительно для переизбрания Санду. Другого значения этот референдум не имеет», — сказал Кику.
Молдавские коммунисты призвали бойкотировать референдум Майи Санду. Такая позиция была выработана по итогам IX Пленума ЦК ПКРМ. В обращении Партии коммунистов к гражданам отмечено, что Майя Санду «пытается реализовать очередную мошенническую схему сохранения себя во власти вопреки интересам государства и подавляющего большинства молдавского общества».
Однако идея бойкота имеет свои уязвимые места. В том случае, если власти удастся набрать необходимое число проголосовавших на референдуме, его результаты в немалой степени будут определять принявшие участие в нем, то есть те, кто выступает за европейский путь развития Молдовы.
В этой ситуации Санду, чтобы добиться нужного результата, необходимо будет обеспечить явку 1/3 всех жителей Молдовы, имеющих право голоса, дабы референдум был признан состоявшимся. Последующее проведение решения через Конституционный суд не более чем формальность.
Бойкот со стороны оппозиции не уменьшит явку, если референдум пройдет в один день с президентскими выборами. Если вынудить людей брать один бюллетень, а от другого отказываться, они будут путаться и теряться. Это их деморализует. В то же время участие в референдуме, даже если он будет проигран, — это шанс для сотен тысяч людей прийти и сказать свое «нет» курсу на евроинтеграцию.
Кроме того, призывать к бойкоту референдума несложно, а вот провести последовательную работу по разъяснению того, чем может закончиться для Молдовы вступление в ЕС, сложнее.
По данным опросов, столь высокий процент поддержки евроинтеграции во многом связан с тем, что ни одна политическая сила не ведет работу по системному объяснению населению последствий интеграции в Евросоюз.
На протяжении всей подготовки к референдуму у молдавских евроскептиков будет возможность много раз воспроизвести все доводы против евроинтеграции — от уничтожения сельского хозяйства и вырезки скота по требованиям еврочиновников до имплементации «европейских ценностей» и антироссийских санкций, напечатать их в газетах и листовках, принести их в каждый дом. И эта агитация будет законной: каждый вправе агитировать как за один, так и за другой вариант на референдуме. В случае бойкота такой возможности у оппозиции не будет.
В то же время глава делегации ЕС в Молдове Янис Мажейкс не исключил, что после окончания переговоров о вступлении в ЕС необходимо будет провести еще один референдум по евроинтеграции.
Фактически Мажейкс прямо подтвердил, что данный плебисцит нужен только Санду — для победы на выборах и чтобы остаться на второй президентский срок.
Это заявление дало в руки оппозиции сильный козырь, подтвердив, что, с одной стороны, эта идея является манипуляцией власти, а с другой — вызвав сомнения среди той части электората, которая готова была голосовать на референдуме за вступление в ЕС в день президентских выборов.
Есть и еще один немаловажный аспект во всей этой истории. Закрепление курса на интеграцию в Европейский союз будет нарушать статью 5 конституции страны, согласно которой никакая идеология не может быть установлена в Молдове в качестве официальной государственной. Однако действующие молдавские власти вряд ли обратят на это внимание.