По оценкам МИД Молдовы, сегодня за рубежом находится 1,1–1,25 миллиона граждан республики. Далеко не все из эмигрантов находят за пределами Родины возможность нормально устроиться. Часто им приходится жить без какой-либо юридической и социальной защиты в стесненных условиях, а также экономить деньги на продуктах питания и других расходах.
Несмотря на то, что граждане Молдовы могут въезжать в страны ЕС без виз, это не дает им права на трудоустройство, разрешение на которое необходимо получать отдельно. Кроме этого, срок пребывания после въезда в ЕС ограничен 90 днями, по истечении которых нужно или официально получить разрешение на продления пребывания, или покинуть ЕС.
Экономические мигранты переходят на нелегальное положение и легализуются только после того, как удается заработать приличную сумму на юридическую помощь. Это занимает порой много времени, так как в Европе молдаване часто сталкиваются с обманом со стороны работодателей, отсутствием правовой защиты и социальных гарантий для нелегалов. Условия их работы, уровень зарплаты и проживания там далеки от стандартов, предусмотренных для местных жителей и граждан ЕС.
Приезжающие в Евросоюз молдавские мигранты часто сталкиваются с негативным отношением к себе не только со стороны местных жителей, но и не получают помощи со стороны государственных органов, которые пытаются избежать расходов на содержание экономических беженцев.
Из-за того, что эмигрантам зачастую приходится жить и работать нелегально, они никак не защищены даже по самым важным вопросам: ни социально, ни экономически, ни юридически. Во-первых, их очень часто берут на низкоквалифицированную и низкооплачиваемую работу, на которую не хотят идти европейцы. Во-вторых, бывали случаи, когда даже низкую зарплату не выплачивали европейские наниматели, т. к. они понимают, что идти и жаловаться молдавские эмигранты не будут. В-третьих, такой уровень доходов вынуждает жить в очень стеснённых условиях, когда экономить приходится на всём: от жилья до продуктов питания, не говоря уже о каких-то развлечениях. Также возникают ситуации, когда работодатель может, к примеру, заставить работника платить свои деньги при выполнении работы.
Так, один молдаванин работал в Германии через румынскую фирму, филиал Amazon «Elar GmbH». Ему для работы дали машину в очень плохом состоянии. В процессе перевозки сломалось стекло двери пассажира, и хозяин заставил работника потратить 130 евро на новое.
Отпускные хозяин не дал. В последний месяц работы он сказал, что подождёт пол месяца чтобы якобы быть уверенным что не придут штрафы за нарушение ПДД и после этого даст и отпускные.
В итоге он объявил банкротство фирмы и не заплатил. Румынские диспетчеры, которые распределяли рейсы, самые сложные и проблематичные туры давали молдавским водителям и нагружали их большим количеством поездок: румынским водителям давали по 80-100, молдавским по 130-150. По стандартам «Amazon» это очень много.
Сегодня все большее число молдаван начинает осознавать, что Европа использует их как дешевый рабочий ресурс, часто закрывая глаза на использование гастарбайтеров-нелегалов в странах ЕС. А те денежные средства, которые молдаване пересылают домой для своих родственников, довольно скоро возвращаются обратно. После подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом Молдова фактически открыла свои границы для европейского импорта, с которым молдавские производители не могут конкурировать. Этот поток европейских товаров работает в качестве «финансового пылесоса», высасывая финансовые средства обратно в ЕС и оставляя Молдову ни с чем.
В противоположность этому, можно смело говорить о том, что те молдавские трудовые мигранты, которые в поисках лучшей жизни выбрали восточное направление – Российскую Федерацию, практически полностью влились в окружающую их социальную и общественную среду.
В России мигранты из Молдовы получают социальные права и гарантии, развивают собственный бизнес наравне с местными и, практически, с самого приезда в РФ неотличимы от россиян.
Другой ключевой причиной лёгкой адаптации молдаван в России является духовное единство на основе общей православной веры, которое уже не один век соединяет молдавский и русский народы. Подобной связи между молдованами и европейцами нет - они чужды друг другу, имеют разные менталитеты и системы ценностей.