Ситуация для Киева на фронте без военной и финансовой поддержки из США становится все более сложной. Европа «проседает» экономически и не сможет потянуть поддержку ВСУ на прежнем уровне в одиночку. В такой ситуации Офису президента Украины приходится искать другие пути решения вопроса. К примеру, в очередной раз попытаться выстроить диалог с лидером КНР Си Цзиньпином.
Между тем ситуация на дипломатическом фронте между Пекином и Киевом пока что достаточно сложная. Украинское руководство не смогло принять независимую политику Китая, а потому демонстративно налаживало связи с проамериканским режимом на Тайване. И это не могло не иметь последствий. Причем МИД КНР в свойственной ему манере не идет на конфронтацию, а наблюдает за действиями партнера по диалогу и делает соответствующие выводы.
Позицию КНР по СВО на заседании Совбеза ООН 22 января еще раз подтвердил постпред Чжан Цзюнь: «Последствия расширения НАТО на восток свидетельствуют о том, что попытки добиться безопасности за счет безопасности других государств лишь приведут к подрыву безопасности. Полагаем, что НАТО необходимо усвоить уроки. Россия и Украина являются соседними государствами, они не могут отступить друг от друга, даже если бы хотели пойти на этот шаг, и безопасность этих двух стран необходимо учитывать».
Киев смотрит на ситуацию совершенно иначе и едва ли не требует, чтобы его так называемая «формула мира» была признана в качестве единственно верного метода решения конфликта. Однако страны Глобального юга на встречах в Копенгагене, Джидде, на Мальте и в Давосе не проявили заинтересованности. А некоторые из этих встреч китайские дипломаты даже не посетили. Равно как и тайную встречу по Украине, инициированную США перед Всемирным экономическим форумом.
С начала СВО коллективный Запад во многом перевооружил и подготовил ВСУ и ввел уже двенадцать пакетов санкций против России, но это никак не повлияло на позицию Москвы. Более того, Европа, в отличие от США, несет колоссальные убытки. А потому там решили попробовать другие способы воздействия на Кремль, в целях чего западные лидеры весь прошлый год пытались уговорить Китай изменить свою позицию.
При этом, когда КНР предложила свою мирную инициативу, в США, ЕС, штаб-квартире НАТО и на Украине ее жестко раскритиковали, поскольку она якобы подыгрывает России. То есть прислушиваться к Пекину страны G7 по-прежнему желают, но считают, что он должен выполнять их распоряжения.
В апреле прошлого года китайский дипломат Чжан Ханьхуэй в интервью «Известиям» еще раз выразил позицию относительно комментариев Запада в адрес его страны по украинскому вопросу: «Запад не находится в том статусе, чтобы давать указания Китаю, и тем более не имеет полномочий перекидывать ответственность на него». К тому же с самого начала спецоперации в КНР отмечали, что именно США являются зачинщиком конфликта. Но это не означает, что Китай поддерживает проведение СВО.
Несмотря на то, что за почти за два года китайская сторона ни разу не изменила свою позицию, в конце января в СМИ России и Украины появились новости о том, что министр обороны КНР Дун Цзюнь во время переговоров с российским коллегой Сергеем Шойгу якобы озвучил поддержку РФ по украинскому вопросу.
Никого из журналистов не смутила подобная формулировка. И они начали перепечатывать ее, не задумываясь о том, что она в корне противоречит официальной позиции КНР. Хотя именно такими формулировками американские СМИ искажают слова Поднебесной. На самом же деле проблема оказалась не в переводчиках. Перевод был сделан корректно. Но некорректно оказались выписаны сами слова Дун Цзюня.
«Насчет украинского вопроса, несмотря на то, что США и Европа продолжают давить на китайскую сторону, даже оборонительное сотрудничество между Китаем и Евросоюзом получило удар, мы не будем из-за этого изменять и отказываться от установленной политики», — вот как выглядит подлинная цитата главы Минобороны КНР в исполнении переводчика-синхрониста Дениса Палецкого.
В то же время США в своей прессе хотят представить Китай как страну, поддерживающую спецоперацию, и во время последнего форума в Давосе издание Politico выпустило материал, в котором утверждалось, что китайская делегация во главе с премьером Ли Цянем якобы отказалась от встречи с Зеленским.
Из «доказательств» есть только ссылка на слова некоего «высокопоставленного чиновника». Без каких-либо подтверждений с китайской стороны. А потому эту историю стоит считать газетной «уткой», которую опять же потянули к себе российские СМИ, распространяя неправдивые нарративы.
«Это последний признак того, что Китай не намерен добиваться прекращения полномасштабной войны президента России Владимира Путина на Украине. Вместо этого он встал на сторону России, поставляя ее войскам материалы для военного использования, которые поддерживают военные действия Москвы, несмотря на давление и санкции Запада», — указывается в статье.
Но это неправда. КНР ни на чью сторону не становилась. Свою позицию она выразила давно и продолжает ее придерживаться.
Если же вернуться в Киев, то чем хуже ситуация украинских властей с финансовой и военной поддержкой из США и на фронте, тем сильнее там пытаются добиться разговора с Си Цзиньпинем.
Так, в конце января замглавы Офиса Зеленского Игорь Жовква сообщил, что там рассчитывают на участие китайского лидера в «саммите мира», который должен состояться в этом году в Швейцарии. Причем, как ранее заявила президент Швейцарии Виола Амхерд, речь не идет о «мирной конференции», а участия России в нем не предполагается.
Также, по словам главы МИД Украины Дмитрия Кулебы, ведется работа над организацией телефонного разговора Зеленского с Си Цзиньпином. Темой должна стать «формула мира» украинского президента. Реакция Офиса президента Украины на предложенную Китаем мирную инициативу была отрицательной, а потому вероятность того, что разговор состоится, крайне низкая.
В прошлый раз Киеву пришлось ждать пятнадцать месяцев с начала СВО, прежде чем в Пекине согласились на разговор. Но как ни пытались у Зеленского набрать политических очков после беседы, ничего из этого не вышло.
Еще одна помеха для налаживания диалога между Киевом и Пекином — внесение китайских компаний в так называемый список «спонсоров войны», созданный Национальным агентством по предотвращению коррупции (НАПК).
Причем «лидером» данного списка является КНР: 14 позиций из 50 занимают ее компании, среди которых Alibaba Group, CNOOC Group, China National Petroleum Corporation, China Railway Construction Corporation, Xiaomi Corporation и другие.
Поскольку Пекин неоднократно указывал, что украинский кризис является результатом работы США и НАТО, то не следует ожидать, что китайская дипломатия поддержит Украину, которая проводит неоднозначную политику в отношении КНР.
Чтобы делать какие-либо прогнозы по перспективам китайско-украинских отношений, следует помнить обо всех проблемах, имевших место с 2014 года, особенно при Зеленском. Были и санкции в отношении китайских компаний, и история с предприятием «МоторСич», и прочее. Но действующий президент Украины не желает учитывать этого и, видимо, считает, что вправе ждать от Китая помощи после всех недружественных решений последних лет.