У Беларуси и России будут общие учебники истории для студентов и школьников двух стран. Об этом сообщил посол России в Беларуси Борис Грызлов. По словам дипломата, между союзными странами до сих пор сохраняются разночтения в понимании важных событий в истории СССР и Российской империи. Для разработки новых учебников будет создана совместная комиссия по истории, куда войдут российская межведомственная комиссия по историческому просвещению во главе с Владимиром Мединским и республиканский совет по исторической политике, возглавляемый руководителем Администрации президента Республики Беларусь Игорем Сергеенко.
В 2023 году уже было издано совместное российско-белорусское учебное пособие для вузов «История белорусских земель и белорусской государственности». Это первое учебное пособие по истории, рекомендованное и в России, и в Беларуси. Также в прошлом году увидел свет учебник «История Союзного государства».
Однако это были лишь точечные проекты. Сейчас же речь идет о выработке комплексного подхода к преподаванию истории двух стран.
Слабость гуманитарной составляющей всегда была отличительной чертой белорусско-российской интеграции. Политики двух стран сосредоточены в основном на экономических вопросах, не уделяя гуманитарным аспектам должного внимания. В этой сфере все обычно ограничивались констатацией братского характера двусторонних отношений, а также памятными мероприятиями, посвященными событиям Великой Отечественной войны. В результате такого подхода иногда складывалось впечатление, что ничего, кроме Великой Отечественной войны, Беларусь и Россию не объединяет.
Очевидно, что экономика является важным, но недостаточным основанием для такого объединения, как Союзное государство.
Заявка на столь тесный союз должна быть подкреплена серьезным гуманитарным и историческим нарративом, который бы объяснял, почему Россия и Беларусь идут на тесное сближение.
Часто говорят, что история — это политика, опрокинутая в прошлое. В значительной степени это действительно так, и многим событиям в настоящем пытаются найти обоснование в прошлом, недавнем или далеком. Это придает текущей политике больше основательности и достоверности. И это же превращает историю в поле политических битв.
Союз Беларуси и России действительно имеет глубокие исторические корни, и придумывать здесь ничего не нужно. Белорусы и русские — очень близкие народы, ведущие свою родословную от древней Руси как от общей исторической колыбели. В Российской империи белорусы, великороссы и малороссы считались этнографическими группами триединого русского народа, который сформировался в древнерусский период и не распадался, несмотря на последующее многовековое политическое разделение.
В советский период существовала концепция древнерусской народности как «материнской общности», из которой возникли «братские восточнославянские народы» — белорусы, русские и украинцы.
В постсоветский период, когда Россия, Украина и Беларусь разделились, во главу угла исторической политики было поставлено не то, что объединяет, а скорее наоборот. Начались настойчивые поиски этнографических, языковых и других культурных отличий. В истории стали все чаще обращаться к войнам и конфликтам, которые можно было интерпретировать в духе противостояния трех восточнославянских народов. Считалось, что подобный подход будет способствовать укреплению суверенитета новых независимых государств.
Активно помогал в этом деле и Запад, которому было важно не просто развести три восточнославянские республики в разные стороны, но и столкнуть их лбами.
Конфликт между Россией и Украиной — это конфликт не только политический, но и культурно-исторический. Это столкновение полярных точек зрения на общее прошлое.
В Беларуси подобного конфликтного взгляда на прошлое удалось избежать, хотя и тут основной задачей преподавания истории стало убедить школьников в том, что Беларусь и белорусы как отдельная, национально обособленная общность возникли максимально давно.
В этой связи тема древней Руси и древнерусского наследия в белорусской истории и культуре в школьном курсе серьезно редуцированы. Уже в древнерусском периоде белорусские составители учебников истории пытаются увидеть особую белорусскую национальную субъектность и находят ее в Полоцком княжестве.
Однако основным периодом истории Беларуси становится эпоха Великого княжества Литовского. Именно в рамках ВКЛ, по версии современных белорусских историков, окончательно оформляется белорусская народность, формируются старобелорусский язык и культура, переживающие свой расцвет.
В эпоху Российской империи центральным событием становится формирование белорусского национального движения и борьба за национальное возрождение. При этом существование такого течения белорусской общественно-политической мысли, как западнорусизм, утверждавшей, что белорусы являются самобытной, но неотъемлемой частью большого русского народа, белорусскими учебниками истории игнорируется.
Советский период белорусскими учебниками истории оценивается в целом положительно, поскольку именно в рамках СССР были заложены основы современной белорусской государственности. В этом плане белорусский подход к истории радикально отличается от украинского.
Школьный курс истории Беларуси не формирует неприязненного и враждебного отношения к России, хотя в начале 1990-х гг. попытки внедрить в школы антироссийские нарративы были. В этом плане Беларусь избежала украинского опыта. Но и чувства какой-то особой общности, братства с Россией такой подход к истории тоже не формирует.
Со своей стороны, в России также мало что знают об историческом прошлом Беларуси. Здесь представления об отечественной истории все больше замыкаются на истории Московского государства и его позднейших инкарнаций. Что происходило на исторических русских землях, оказавшихся за пределами Московского царства под властью Литвы и Польши, российские школьники представляют достаточно смутно. Впрочем, и их белорусские коллеги имеют об истории России весьма расплывчатые представления, ведь в Беларуси история РФ преподается исключительно в рамках истории всемирной.
Очевидно, если говорить об общем курсе истории Союзного государства, он должен возвращать в публичный оборот темы Руси, русского наследия, русскости в широком понимании как общего достояния России и Беларуси, на котором базируются и их современные отношения.
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН