Одним из самых тесных интеграционных объединений в современных международных отношениях является Союзное государство России и Беларуси. Синхронизируются экономическая и налоговая системы, сфера безопасности. Вместе с тем у каждой страны сохраняется своя внешняя политика.
В XX и XXI веках отечественная дипломатия пережила несколько радикальных смен общественно-политического устройства и идеологии.
Российская дипломатия начала ХХ века действовала в условиях колониального раздела мира европейскими державами. Это была классическая имперская внешняя политика, мыслившая в геополитических категориях сфер влияния.
После 1917 года произошел радикальный разрыв со старой дипломатической традицией. Наступила эпоха советской внешней политики. Молодое советское государство мыслило себя как оплот мировой коммунистической революции. Соответственно, и задачей дипломатии поначалу виделось продвижение революционного движения через структуры Коминтерна и взаимодействие с коммунистическими партиями по всему миру.
При Сталине произошел поворот к более взвешенному и реалистическому курсу. Стало очевидно, что мировая революция откладывается на неопределенное время, а значит, СССР должен взаимодействовать и договариваться с капиталистическими странами. На смену революционному «романтизму» 1920-х гг. пришел внешнеполитический реализм.
В период холодной войны, когда СССР превратился в сверхдержаву и наравне с США стал одним из центров биполярного устройства, престиж и значение советской внешнеполитической службы, пожалуй, достигли своего пика.
Однако внутренний кризис и распад СССР радикально изменили задачи и возможности уже российской дипломатии. В первые годы после распада СССР Россия декларировала свое стремление стать неотъемлемой частью «цивилизованного сообщества», то есть Запада. Считалось, что конфликты и противоречия времен холодной войны остались в прошлом, и делить с Западом больше нечего. Это обернулось уступчивостью российской дипломатии, в результате чего были полностью утрачены былые советские зоны влияния в Восточной Европе и других регионах мира. Считалось, что такая внешнеполитическая линия приведет к вступлению России в евроатлантические структуры и выстраиванию равноправных отношений с Западом.
Однако довольно быстро стало понятно, что это ошибка. Запад рассматривал Россию как проигравшую сторону в холодной войне и намеревался извлечь максимум выгод для себя из ее поражения.
Рассматривать Москву в качестве равноправного партнера больше никто не собирался. Напротив, западная политика все более отчетливо становилась направлена на дальнейшее ослабление России и недопущение ее возрождения в качестве самостоятельного центра силы.
В 2000-е гг. эти противоречия нарастают. Москву все больше беспокоит продвижение прозападных и антироссийских режимов в соседних странах, нередко через «цветные революции». Основой российской внешней политики становится идея многополярного мира, то есть мира сдерживания и противовесов, где у Запада нет однозначного доминирования. На Западе, в свою очередь, восприняли эту идею как опасный «имперский реваншизм», угрожающий «порядку, основанному на правилах». Естественно, устанавливаемых самим Западом.
Беларусь встала перед необходимостью выработки самостоятельной внешней политики только после распада СССР. Была вероятность, что Минск пойдет по тому же пути, по которому пошли Прибалтика, Украина и другие страны Восточной Европы: совершит резкий геополитический разворот на Запад и начнет выстраивать внешнюю политику на противопоставлении Москве и культивировании комплексов, обид и фобий, связанных с российским «имперским доминированием».
Однако впоследствии был избран курс на интеграцию с Россией и построение Союзного государства. Этим Беларусь всегда резко отличалась от своих соседей.
Безусловно, российско-белорусские отношения после распада СССР не были безоблачными. Они периодически омрачались «спорами хозяйствующих субъектов» из-за цен на нефть и газ. Случались расхождения и по иным вопросам. Например, в 2014-2020 гг. оценки Москвой и Минском украинского кризиса и способов его разрешения в чем-то не совпадали.
Тем не менее в целом позиции Москвы и Минска всегда оказывались максимально близки. После начала специальной военной операции это стало особенно очевидно. Белорусская и российская дипломатия действуют совместно для достижения общих внешнеполитических задач по построению более справедливого миропорядка, основанного на уважении интересов всех сторон и на традиционных ценностях.
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН