С начала 2024 года Молдавия перешла к новому этапу давления на Приднестровскую Молдавскую Республику: Кишинев ввел таможенные пошлины в отношении предприятий, расположенных на территории ПМР. О том, каковы причины и последствия этого шага молдавского руководства, читайте в интервью информационно-аналитического портала RuBaltic.Ru с экс-вице-министром иностранных дел ПМР, директором Института социально-политических исследований и регионального развития Игорем Шорниковым.
— Игорь Петрович, насколько, на Ваш взгляд, шаг молдавских властей по введению таможенных пошлин для Приднестровья укладывается в общую политику Кишинева по отношению к ПМР и был ли он прогнозируемым?
— В целом в том, что рано или поздно Кишинев будет применять блокадные меры по отношению к Приднестровью, сомнений не было. Это та молдавская стратегия, которая не меняется больше двух десятилетий. Вопрос состоял только в выборе времени начала давления, которое было сложно спрогнозировать.
Теоретически Кишинев мог начать блокаду еще в 2022 году, когда Россия не могла прийти на помощь Приднестровью, но по какой-то причине эти меры приберегли на предвыборный год.
Вероятно, они ожидают, что смогут добиться решающей победы над Приднестровьем и это как-то поможет Майе Санду победить на выборах.
На наш взгляд, Кишинев допустил ошибку. Если ты намерен добиваться какого-то результата, то чем раньше ты его достигнешь, тем лучше. Как это у Санду было, к примеру, с темой евроинтеграции. Другой вопрос, что сейчас эта евроинтеграция нужна далеко не многим. Четыре года — очень мало, та же тема евроинтеграции показывает, что кроме формальных подвижек на этом треке ничего нет. А предъявить избирателю хоть какой-то результат по Приднестровью за девять месяцев тем более не получится.
— Можно ли рассматривать эти меры как попытку принуждения Приднестровья к реинтеграции, или они преследуют какие-то другие цели?
— Да, безусловно. Требуя от приднестровских предприятий уплаты таможенных пошлин, Молдова постепенно вводит их в свое экономическое пространство. Вице-премьер по реинтеграции Олег Серебрян не скрывает, что следующим шагом Кишинева станет принуждение экономических агентов ПМР к налогообложению в бюджет Молдовы, а затем и ликвидация приднестровской валюты. Молдова намерена полностью поглотить Приднестровье экономически. Ну а политические вопросы после этого, как надеются в Кишиневе, решать будет гораздо проще.
Вместе с тем, повторюсь, реинтеграция не является для действующих властей самоцелью, для них важнее всего победить на предстоящих президентских выборах, и приднестровскую тему они сейчас качают только для того, чтобы можно было предъявить избирателю хоть какие-то достижения.
— Насколько болезненным для Приднестровья стало это решение Кишинева?
— 15–20 млн долларов — так оценивают в Тирасполе предполагаемый ущерб. Для Приднестровья это большие деньги, но их изъятие не станет критическим для экономики республики. В крайнем случае помощь может оказать Россия, которая выступает гарантом урегулирования конфликта на Днестре, в том числе гарантом реализации базовых прав и свобод своих граждан и соотечественников, проживающих в Приднестровье.
Гораздо более болезненным является удар по суверенитету Приднестровья. Кишинев как бы очертил общую экономическую границу и показал, что эту границу контролирует он.
Но на месте кишиневских политиков я бы не радовался раньше времени: все границы, не только экономические, сейчас очень зыбки, их снесет любой порыв геополитического шторма, который только начинает разворачиваться в этой части Европы.
— Правый берег Днестра в значительной степени зависит от ряда приднестровских предприятий, например, от Молдавской ГРЭС. Не станет ли этот шаг Кишинева «выстрелом себе в ногу»?
— Приднестровье, конечно, контролирует поставки электроэнергии в Молдову, и Кишинев физически не способен компенсировать тот объем, который сейчас поступает с Молдавской ГРЭС.
Ни Румыния, ни Украина не смогут просто доставить электроэнергию в Молдову в нужном объеме без использования потенциала Молдавской ГРЭС, даже если у них вдруг найдутся какие-то излишки.
Но, как нам представляется, пока такие радикальные меры Тирасполь предпринимать не будет. Приднестровская сторона твердо нацелена на диалог и на возобновление переговорного процесса в формате «5+2», и кишиневские провокации вряд ли смогут изменить эту позицию. Тирасполь уже убедил Россию и ОБСЕ оказать содействие в возобновлении работы «5+2» и будет дальше работать в этом направлении уже вместе с ними.
— Какой, на Ваш взгляд, будет реакция Тирасполя на шаги Кишинева?
— Каких-либо резких действий точно не будет. Можно допустить, что приднестровская сторона сконцентрирует усилия на информационном и политико-дипломатическом уровнях — необходимо широко освещать попытку удушения экономики республики. В конце концов западным кураторам Молдовы может стать неудобно покрывать режим, который занимается экономическим геноцидом.
— Пойдет ли Кишинев на дальнейшее ужесточение политики в отношении Приднестровья и как, Вы считаете, будут развиваться отношения между двумя берегами Днестра?
— В планах Кишинева — дальнейшая эскалация напряженности, но пока именно экономическими мерами.
В качестве дополнительных мер воздействия могут быть применены новые депортации приднестровцев, обладающих российскими паспортами.
Текущими мерами Кишинев не удовлетворится и станет добиваться новых «побед», которые можно будет продать избирателю.
В какой-то момент в молдавской столице решат, что можно переходить к политическим требованиям приднестровской стороне. Для этого можно даже будет запустить «5+2». Идеальным для Кишинева станет имитация политического урегулирования посредством подписания накануне выборов какого-нибудь меморандума с громким названием. И все это ради красивого предвыборного лозунга вроде «Майя — объединительница страны!»