×
Политика Политика

Польские военные бегут от приготовлений Польши к войне

Источник изображения: CSWOT Toruń

Амбициозные намерения властей Польши по перевооружению и увеличению численности своих вооруженных сил наткнулись на кадровый голод. Поляки не хотят служить в армии, а профессиональные военные увольняются. Сокращение личного состава Войска Польского намного превышает число польских военных отставников, которые впоследствии обнаруживаются «добровольцами» в Донбассе: большинство военнослужащих просто не хотят воевать.    

Давно вошедший в поговорку национальный гонор в совокупности с историческими обидами практически на всех соседей вполне закономерно подвигнул Польшу к идее создания самой мощной армии в Европе. Об предстоящих переменах тогдашний премьер Матеуш Моравецкий объявил еще осенью прошлого года.

«Мы хотим мира, и если мы хотим этого, мы должны готовиться к войне», — выдал тогда экс-премьер. Моравецкий явно пытался вызвать аллюзию на крылатое латинское выражение «Si vis pacem, para bellum», то есть «Хочешь мира — готовься к войне». Но получилось скорее оруэлловское «Война — это мир». Как говаривал герой другого романа, каков текст, таков подтекст.

А текст, то есть план у польской правящей верхушки совершенно конкретный.

К 2026 году превзойти по военному потенциалу вооруженные силы Великобритании, Франции и Италии, которые, согласно рейтингу Global Firepower за 2023 год, являются самыми сильными в Европе… после России.

Польша пока на пятом месте, но это, как надеются в Варшаве, ненадолго. Тем более что переходный период уже начался.

Во-первых, страна увеличила свои оборонные расходы до 3 процентов от ВВП при действующем натовском нормативе в 2 процента. Во-вторых, поляки уже приступили или намереваются вскоре приступить к закупкам крупных партий самого современного вооружения.

В июле Варшавой были получены от американцев первые 33 танка M1 Abrams из заказанных 250 (сумма контракта превысила 4,5 миллиарда евро). Еще больше бронетехники должна дать Южная Корея: первые 10 основных танков K2 Black Panther уже поставлены, к 2025 году ожидается еще около 180 таких машин на 3,16 миллиарда евро, а еще свыше 800 по полученной у Сеула лицензии Польша надеется произвести сама в течение следующего десятилетия.

На артиллерию денег уже потратили еще больше — 9,2 миллиарда евро.

Главный упор здесь делается на неплохо, по мнению западных военспецов, зарекомендовавшие себя по ходу боевых действий на Украине реактивные системы залпового огня HIMARS.

Их заказано больше 500!

Непонятно, когда такой грандиозный заказ будет выполнен, но покупателя это обстоятельство совершенно не смущает. В ожидании американских РСЗО столь же массово закупается ствольная артиллерия: первоначальных 600 южнокорейских гаубиц K9 Thunder показалось мало, решено приобрести еще больше сотни.

Если все эти планы сбудутся, польская армия и впрямь превзойдет по огневой мощи британских, французских, германских и итальянских вояк вместе взятых.

Правда, пока военно-воздушные силы Лондона, Парижа и даже Рима превосходят польские, но и это поправимо: американцы уже обещали самому усердному из европейских вассалов 32 истребителя F-35 и заверили, что этим ограничиваться не намерены.

Главная загвоздка в том, кто будет обслуживать и приводить в действие всю эту техническую армаду. Нынешних 128 тысяч военнослужащих Sił Zbrojnych точно не хватит.

По расчетам польских генералов, численность офицеров и солдат необходимо увеличить хотя бы до 300 тысяч, и сделать это планируется к 2035 году.

После чего Польша сможет создать шесть бронетанковых дивизий, в то время как Германия и Франция располагают всего двумя, а Великобритания — вообще единственной.   

Но как раз в отношении личного состава будущей великой польской армии возникли трудности.

По данным национального Минобороны, с 1 января по 30 ноября 2023 года ряды вооруженных сил покинули 8 947 военнослужащих, а войска территориальной обороны — еще 9 759.

То есть за неполный год оборонное ведомство утратило в общей сложности 18 706 штыков, считай, две сухопутных дивизии!

В декабре рапорты об увольнении подали еще 5 тысяч солдат и офицеров. Для сравнения, в 2022-м с военной службы ушло «всего» 15 900 человек.

Конечно, есть основания полагать, что пусть далеко не все, но какая-то часть якобы уволенных «жолнежей» в добровольно-принудительном порядке отправилась на помощь бандеровцам в Донбассе. Однако престиж военной службы в Польше неуклонно падает наряду с милитаристскими настроениями в целом.

Свидетельством тому данные социологических исследований.

В результате одного из них, как выяснило издание Rzeczpospolita, только 20 процентов граждан страны изъявили готовность воевать с Россией и Белоруссией.

Почти половина респондентов пребывает в тяжких раздумьях по этому поводу. Более 30 процентов процент без обиняков признались, что при угрозе мобилизации просто соберут чемоданы и отправятся туда, откуда не выдают.

Другой опрос показал, что около 60 процентов поляков отнюдь не горят желанием силой возвращать «Восточные Кресы» и настроены категорически против военного вмешательства своей страны в события на Украине.       

Не стоит забывать также о том, что Польша, как и подавляющее большинство европейских государств, пребывает в демографическом кризисе. Наблюдающееся сейчас в стране резкое снижение рождаемости также не способствует увеличению числа рекрутов.

Обеспокоенные нежелательными для них тенденциями, польские «ястребы» взяли на вооружение политику кнута и пряника.

Запланировано несколько масштабных кампаний по привлечению граждан на службу по контракту (с 2010 года всеобщая воинская обязанность в Польше отменена).

Охватить заботой намечено не менее 230 тысяч человек. По большей части в возрасте до 19 лет, впрочем, вербовщики отнюдь не сбрасывают со счетов и представителей старших поколений.    

Это пряник. Что до кнута, то в первую очередь усиливается законодательная база для возможной мобилизации. С 13 января этого года в случае начала войны призывник будет обязан явиться в военкомат в течение 6 часов — иначе тюрьма на срок до 3 лет. Уклонисты вообще могут загреметь за решетку на 5 лет.

На воинский учет собираются поставить даже 60-летних, а также женщин 1997–2005 годов рождения и лиц, временно признанных негодными к военной службе.

Не желающих проходить квалификационную комиссию добровольно могут доставить в военкомат с помощью полиции, вдобавок оштрафовав на круглую сумму. Кстати, по мнению аналитиков, подобные решения Минобороны республики могут быть подготовкой к возвращению службы по призыву.

Учтен польскими генералами и опыт Украины, с которой после начала российской СВО убежало, по самым скромным оценкам, не менее 9 миллионов человек. Механизм принудительного возвращения граждан Польши из других стран уже разрабатывается.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Второй фронт: Польша выступает против свободной торговли Украины с Европой
26 января
Официальная Варшава и влиятельные организации европейских аграриев выступили категорически против льготного торгового режима между Украиной и Европейским союзом. Прислушаются ли к ним руководящие органы ЕС, пока непонятно, однако позиции противников свободной торговли с Украиной выглядят странно. Все разговоры о «европейских перспективах» Украины — это не более чем игра, призванная стать «морковкой» для украинских обывателей?
В Польше перевернулся автобус с украинцами
27 января
Автобус с украинцами перевернулся в Польше, пострадали 20 человек. Об этом сообщила польская полиция.
В Польше вырос уровень преступности из-за украинских беженцев
27 января
Значительный наплыв беженцев с Украины в Польшу привел к росту преступлений в республике. Об этом сообщила обозреватель Кристина Завадска.
На какую российскую недвижимость покусится Запад в ближайшем будущем?
26 января
Рейдерский захват властями Латвии принадлежащего правительству Москвы культурно-делового центра («Дома Москвы») в Риге можно считать «пробным камнем» по запуску процесса конфискации российской собственности на Западе.
Новости партнёров