В Беларуси 25 февраля состоится единый день голосования. Граждане будут избирать новый состав Палаты представителей Национального собрания, а также местные советы депутатов. Это первая крупная избирательная кампания, которая пройдет в стране после политического кризиса 2020 года, а также изменения Конституции в 2022 году.
Ожидать каких-то сюрпризов от самого единого дня голосования вряд ли стоит. Белорусский парламент сложно назвать самостоятельным центром власти — он скорее выполняет законодательное обслуживание президентской и исполнительной власти.
Всего будет избрано 110 депутатов Палаты представителей. Они избираются по мажоритарной системе от одномандатных округов.
Главная интрига в том, каким окажется партийное представительство в новом составе парламента.
Особенностью белорусской политической системы является крайняя слабость политических партий. Из всех постсоветских государств Беларусь обладает наименее развитой партийной системой. Из 110 депутатов Палаты Представителей партийную принадлежность имеют лишь около 20 депутатов. Исполнительная вертикаль власти также формируется на внепартийной основе.
Однако не исключено, что после 25 февраля роль политических партий в белорусской политической системе может претерпеть определенные изменения. В 2023 году политические партии Беларуси прошли процедуру перерегистрации. В результате их число сократилось с 15 до 4.
Политическое поле республики было очищено от оппозиционных националистических партий, деятельность которых после кризиса 2020 года и так фактически парализована.
Кроме того, были ликвидированы мертвые структуры, существовавшие лишь на бумаге.
В настоящее время белорусская партийная система включает в себя следующие партии: Коммунистическая партия Беларуси, Республиканская партия труда и справедливости, Либерально-демократическая партия Беларуси. Все это «старые» партии, существовавшие раньше. Появилась и новая партия — «Белая Русь», преобразованная из одноименного республиканского общественного объединения.
Пока все выглядит так, что в Беларуси создается классическая четырехпартийная система, где коммунисты и РПТС будут представлять левый фланг, либеральные демократы — условно правый, а «Белая Русь» — партию власти.
Следует подчеркнуть, что все четыре партии лояльны действующей власти и поддерживают ее, отличаясь лишь нюансами своих программ. Ни одну из них нельзя назвать оппозиционной в привычном западном понимании. Коммунисты и РПТС делают акцент на вопросах социальной справедливости и защиты прав трудящихся, либеральные демократы — на интересах бизнеса, а «Белая Русь» открыто позиционируется как партия сторонников Лукашенко.
Нишу оппозиции в Беларуси традиционно занимали националистические прозападные силы, которые после активного участия в антиконституционных протестах 2020 года фактически исключили себя из легального политического поля.
Если предположение о готовящемся усилении роли политических партий верно, то по итогам парламентских выборов как минимум половина нового состава Палаты представителей должна быть укомплектована кандидатами от партий.
Зачем белорусской власти может понадобиться усиление партий? Ведь раньше политическая система Беларуси вполне обходилась без них. Очевидно, речи о том, чтобы понравится Западу, в нынешних обстоятельствах не идет.
Вероятнее всего, дело в подготовке к политическому транзиту.
Существующая модель власти в Беларуси является персоналистской, основанной на личной харизме Александра Лукашенко и концентрации власти в его руках. Очевидно, что найти столь же сильного лидера, который придет после Лукашенко и сможет сохранить преемственность курса, вряд ли получится.
Поэтому речь идет о появлении системы институтов, которые смогут принять властную нагрузку от уходящего лидера. Некоторые белорусские эксперты в связи с этим говорят о создании «коллективного Лукашенко». Частью этого «коллективного Лукашенко» и может стать обновленная партийная система.
Впрочем, партиям здесь, по всей видимости, отводится второстепенная роль. Основой новой архитектуры власти должно стать Всебелорусское народное собрание (ВНС), которое получило конституционный статус и которому перейдет значительная часть полномочий президента.
Председатель президиума ВНС фактически станет вторым лицом государства, и можно будет говорить о формировании властного дуумвирата президента и председателя президиума ВНС.
Таким образом, предстоящую избирательную кампанию следует трактовать как подготовительный этап к формированию новой архитектуры власти в условиях политического транзита. На подготовку к транзиту также указывают недавно принятые поправки в закон о президенте Республики Беларусь, дающие широкие гарантии безопасности и неприкосновенности уходящему главе государства.
Когда и как будет происходить этот транзит, однако, по-прежнему до конца не ясно. Многое будет зависеть от того, как зарекомендует себя новая архитектура власти с распределением полномочий между президентом и председателем президиума ВНС.
Весьма вероятно, что обе позиции поначалу будет совмещать Александр Лукашенко, таким образом сохраняя в своих руках всю полноту власти и контроль над политической системой Беларуси.
Очевидно, что Лукашенко останется у власти как минимум на еще один политический цикл (ближайшие президентские выборы должны пройти в 2025 году). В условиях геополитической нестабильности вокруг Беларуси устраивать масштабные политические рокировки было бы несвоевременно, особенно когда на Западе спят и видят, как бы «демократизировать» Беларусь, а также развернуть ее идеологически и геополитически на 180 градусов.
Осуществление транзита, при котором удалось бы удержать внутри- и внешнеполитический статус-кво без болезненных потрясений и катаклизмов, — пожалуй, главная задача для Беларуси на ближайшее десятилетие.
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН