Киевский режим готовится принудительно призывать в ВСУ беженцев, находящихся в странах Евросоюза. Для этого украинские власти предпринимают комплекс дипломатических мер и хотят официально ограничить в правах выехавших за рубеж сограждан. Эстония уже фактически согласилась высылать украинцев со своей территории, аналогичные настроения царят и в Польше. В Германии же к отправке громадян на родину призывает оппозиция, но это только пока...
На днях украинские власти вновь заговорили о возможности мобилизации в ВСУ находящихся за рубежом беженцев. В прошлый раз эту тему обсуждали в сентябре, но ни к чему так и не пришли. Однако теперь официальный Киев настроен значительно серьезнее, да и отдельные европейские политики «поплыли», готовясь пойти на уступки режиму Владимира Зеленского.
Началось все с заявления министра обороны Украины Рустема Умерова, который в интервью немецкому ТВ сказал, что уехавших с Украины мужчин, годных к военной службе, в следующем году «попросят» явиться в призывные пункты.
При этом тех, кто откажется сделать это добровольно, ждут некие санкции.
Секретарь СНБО Алексей Данилов практически синхронно с Умеровым сказал, что принимать участие в боевых действиях должны все из соображений «справедливости».
Правда, адвокат юридической компании Gracers Сергей Савинский в интервью заявил, что правовых механизмов мобилизации украинцев, находящихся за рубежом, нет.
«Для этого отсутствует так называемая юридическая инфраструктура, ведь военнообязанного нужно должным образом уведомить, вызвать в военно-врачебную комиссию, обследовать и так далее… действует принцип правовой определенности, который обязывает органы исполнительной власти действовать в пределах и на выполнение их полномочий. А у субъектов, занимающихся в Украине мобилизационной деятельностью, полномочий на то, чтобы дать какое-либо поручение в Германии, Польше или где-нибудь еще, где находятся украинские военнообязанные, сейчас нет», — отметил он.
Однако в Киеве рассуждения адвоката, как и любые другие отсылки к законам, нисколько не заинтересовали. В Минобороны Украины заявили, что в любом случае наберут в армию нужное количество людей — добровольно или принудительно.
При этом министр юстиции Германии Марко Бушман, комментируя новую мобилизационную инициативу киевского режима, пообещал не депортировать украинцев.
«Мы не будем принуждать людей против их воли к воинскому призыву или прохождению военной службы. Мы пытаемся добиться того, чтобы больше людей из Украины вышли на работу и не жили на пособия», — заявил он.
После этого в атаку перешел советник Офиса президента Михаил Подоляк, который набрался наглости и фактически попытался начать принимать решения за иностранных чиновников. Предложение Умерова о заграничном призыве украинцев он назвал «правильным».
«Имеем право всех уравнять. Они должны быть равными… Это должны быть консультации с правительствами других стран, где находятся наши мужчины, с точки зрения того, могут ли они там и дальше получать временный вид на жительство, иметь определенные преференции, получать помощь. Это идеи… Все-таки надо быть сознательным, потому что выглядит странно. Кто-то здесь должен нести определенную ответственность за происходящее в стране. А кто-то там подождет, пока эти люди все выполнят», — выступил Подоляк.
На этом фоне в игру вступила немецкая оппозиция, поддержавшая идею призыва украинцев на территории ФРГ.
«В Германии живут около 200 тысяч украинских мужчин призывного возраста, которых не хватает в Украине, чтобы поддержать страну в оборонительной борьбе. Это также вопрос справедливости по отношению к сражающимся солдатам и их семьям», — заявил депутат Бундестага Родерих Кизеветтер от ХДС.
Он потребовал лишить беженцев пособий и прекратить предоставлять им убежище. И просто так отмахнуться от этого заявления нельзя. У правящей коалиции в последнее время рухнули рейтинги. Если так будет продолжаться и дальше, то все может дойти до внеочередных выборов. Поэтому правительство из соображений самосохранения может в любой момент начать перехватывать повестку у оппозиции.
В Верховной раде тоже времени зря не теряли: член оборонного комитета Вадим Ивченко публично заявил о том, что законопроект о мобилизации мужчин за границей будет готов уже в январе.
«Люди за границей будут так же, как и украинцы в Украине, проходить те же самые процедуры. То есть идентификацию нужно будет пройти. Если ты пройдешь и будешь в перечне тех, кто подлежит мобилизации, ты получаешь повестку. А дальше уже твой выбор: или ты возвращаешься назад, или ты остаешься там, и это будет нарушение закона», — заявил он.
В совокупности с нормой «мобилизационного законопроекта» Марьяны Безуглой о поражении в правах «уклонистов», создается идеальная правовая ловушка для тех, кто не желает умирать за режим Зеленского.
Еще недавно казалось, что у заграничной мобилизации возникнет слишком много проблем. Ведь на военный учет в консульствах и посольствах становится мало украинцев, повестки раздавать технически сложно, шансы на принудительную выдачу из зарубежных государств минимальны, а запрет на выдачу паспортов и других документов приведут лишь к разрыву отношений людей с Украиной.
Правда, дальнейшие события показали, что не все так просто.
Начальник департамента пограничной и миграционной политики МВД Эстонии Янек Мяги заявил, что официальный Таллин не намеревается высылать украинцев для службы в рядах ВСУ. Однако буквально на следующий день уже лично министр внутренних дел Лаури Ляэнеметс заявил строго противоположное.
«Если это нужно Украине, то Эстония сможет найти и репатриировать этого человека в Украину… Мы, по сути, знаем, где находятся эти люди и чем они занимаются. Много — большинство из них работают; у них есть места жительства в Эстонии», — подчеркнул он.
Глава МВД пообещал, что уже в ближайшие дни будет подготовлено специально украинско-эстонское соглашение по данному вопросу.
На территории Эстонии сейчас находятся около 7,5 тысяч украинских мужчин призывного возраста. Все они оказались под угрозой оказаться в окопах уже в самом ближайшем будущем.
Вслед за этим слова о поддержке идеи отправки украинцев на родину зазвучали и в Польше.
Журналист Лукаш Важеха 23 декабря заявил, что Варшава примет меры по проверкам «уклонистов», находящихся на территории страны. А ведь в Польше, после России, находится самое большое количество украинских беженцев. И среди них — сотни тысяч мужчин.
«Я так понимаю, Польша в рамках помощи Украине начнет проверять украинских бугаев, которые находятся в Польше, хотя должны быть на Украине? Хотя я прекрасно, по-человечески понимаю это решение», — написал Важеха в соцсетях.
В Минобороны Украины заявили о том, что рассматривают возможность вызывать в военкомат военнообязанных через электронные уведомления. По словам Умерова, их получат и украинцы, находящиеся за рубежом. Фактически это закрывает юридическую сторону вопроса с вручением повесток.
Дальше киевскому режиму достаточно будет объявить каждого, кому отправлено такое уведомление, правонарушителем и попросить «союзные» государства об экстрадиции.
Чуть позже министр обороны Украины уточнил, что повестки будут приходить прямо на смартфоны украинцам, хотя ранее Минцифры неоднократно опровергало возможность такого развития событий.
Следом Умеров подчеркнул, что повестку получат все военнообязанные, независимо от того, за границей они или нет. И дополнил данное заявление угрозами: «Мы разработаем правила игры, которые дадут четкие ответы для тех, кто не захочет принять участие в том, чтобы защищать свою страну».
Многие украинские военные эксперты утверждают, что ВСУ нужно срочно набрать около 500 тысяч человек. Ту же цифру озвучил (дав, правда, понять, что над ней еще нужно подумать) и Зеленский лично. Все указывает на то, что именно столько народу нужно мобилизовать киевскому режиму, чтобы компенсировать потери убитыми и тяжело раненными.
Внутри Украины военкомы переходят «на новый уровень жести». По ее территории работают мобильные блокпосты «мобилизаторов» и останавливают для вручения повесток даже троллейбусы. Но кадров в ВСУ все равно не хватает.
«Свежее мясо» из-за рубежа будет приветствоваться.
Поэтому тем, кто пока еще отсиживается в ЕС (особенно, в Эстонии и Польше) уже сегодня нужно задумываться над своим будущим. Тем более, что в Россию сейчас попасть из-за въездных ограничений достаточно непросто. А захотят ли страны вроде Турции и Беларуси принимать у себя громадян, просидевших почти два года в Европе, — вопрос открытый.