Власти Эстонии ищут все новые способы дискриминации русскоязычного населения республики, прикрываясь борьбой с мифической «российской угрозой». На этот раз решено депортировать из страны тех, кто по той или иной причине примет гражданство РФ. Как всегда, объясняется это приверженностью «демократическим» принципам и противодействием «государству-террористу», но на поверку выходит, что мотивы эстонских руководителей насквозь лицемерны.
В начале ноября министр внутренних дел Эстонии Лаури Ляэнеметс заявил, что Рийгикогу рассматривает возможность высылки из страны жителей, решивших получить российское гражданство. Он сообщил, что речь не идет о тех, кто живет в стране и уже имеет российский паспорт, а также о детях, чьи родители являются гражданами РФ.
«Нет, их не вышлют из страны. Как я уже говорил, правительство ищет разные возможности, и это сложно осуществить», — уточнил он.
Такие комментарии стали реакцией на вступивший 25 октября в России Федеральный закон «О гражданстве РФ», предусматривающий упрощенную процедуру получения российского паспорта иностранцами, имеющими родственников по прямой восходящей линии, родившихся или проживавших на территории Российской империи или СССР.
В Эстонии сразу заговорили о кремлевском «коварстве».
Согласно данным Департамента полиции и пограничной охраны страны, опубликованным в середине ноября, за десять месяцев текущего года от эстонского паспорта отказались 88 человек, из которых 24 пожелали стать гражданами России, 32 — Финляндии, девять — Великобритании, семь — Швеции, по трое — Нидерландов и Норвегии, и еще по двое — Ирландии и Германии.
Комментируя российский закон, Ляэнеметс сообщил, что Москва преследует цель побудить жителей соседних стран к большей лояльности, юридически связав их с Россией через гражданство. А Финляндии он ничего не желает предъявить? Более того, с тех пор как Таллин признал РФ «террористическим государством», получение российского паспорта стало расцениваться как проявление антиэстонских взглядов.
Также, как уточнил Ляэнеметс на пресс-конференции в начале ноября, он не допустит, чтобы в стране росло количество граждан России.
«Трудно поверить, что человек, который получит гражданство РФ, будет лояльно относиться к Эстонии. Я работаю над тем, чтобы таких людей также депортировали из Эстонии», — подчеркнул он.
Позже премьер-министр Кая Каллас так объяснила правовую основу данной инициативы: «Аннулирование вида на жительство и депортация жителя страны осуществляются в соответствии со статьей 241 закона об иностранцах, в которой законодатель подтвердил, что вид на жительство может быть аннулирован, если иностранец представляет угрозу общественному порядку и национальной безопасности».
Также она добавила, что Департамент полиции и погранохраны обязан расследовать, не является ли решение о принятии российского гражданства актом поддержки терроризма, направленного против Эстонии и ее союзников.
Политические мотивы здесь находятся на поверхности и понятны без лишних слов.
Каллас возмущает то, что в стране имеются люди, которые желают получить российское гражданство во время проведения СВО. Причем, по ее словам, это якобы свидетельствует о желании такого лица в случае мобилизации вступить в российскую армию для дальнейшего участия в спецоперации.
Но здесь есть интересный момент. Глава правительства утверждает, что полиция будет изучать каждый случай в индивидуальном порядке, из-за чего нельзя не заметить противоречие, которое прямо-таки бросается в глаза. Так все ли граждане «государства-террориста» автоматически становятся «террористами» или силовики будут решать это сами? А россияне, пожелавшие добровольно отказаться от гражданства РФ в пользу Эстонии, автоматически вычеркиваются из «террористов»?
Премьер как мантру повторяет, что Россия угрожает безопасности Эстонии и ее союзников.
«Например, Российская Федерация практиковала нападения на страны Балтии ("Запад") в ходе военных учений, постоянно представляет враждебные и ложные повествования о западных странах по официальным каналам или совсем недавно снова начала организовывать въезд нелегальных мигрантов в Европейский союз», — отмечала Каллас.
О том, что страны НАТО в регионе Балтийского моря проводят намного более масштабные и частые учения, где вероятным противником открыто называют Россию, она, конечно, предпочитает не упоминать.
Премьер утверждает: «Учитывая, что через независимые СМИ человек, долгое время проживший в Эстонии, имел возможность составить истинное представление о нападениях России на Украину и об отношении свободного, демократического мира к этому, но при этом добровольно решил принять российское гражданство, это явный сигнал, который эстонское государство не может игнорировать».
То, насколько истинными являются данные эстонских СМИ, а порядки в республике демократическими, можно увидеть на примерах преследования журналистов и правозащитников.
При этом российские власти после начала СВО так и не запретили вещание на своей территории ряда западных СМИ. Даже несмотря на понижение отношений с Великобританией, ЕС и США до минимума.
Но дело не только в СМИ. Ведь когда эстонцы принимают решение стать гражданами какой-либо европейской страны, в Таллине ничего не имеют против. Когда же речь заходит о России… А меж тем в Кремле, как известно, не делают столь сумасбродных заявлений в том случае, если кто-либо решает отказаться от гражданства РФ.
С другой стороны, когда оказывается давление на проживающих в Эстонии россиян, чтобы они приняли местное гражданство, это также свидетельство высоких демократических стандартов?
Так, в январе этого года в ответ на обвинения Каллас в том, что Москва издевается над россиянами, желающими получить эстонский паспорт, посольство России в Таллине сообщило, что все происходит с точностью до наоборот.
«Хотели бы отметить, что многие наши соотечественники вынуждены принимать эстонское гражданство под давлением, которое оказывают на них официальные власти, создавая искусственные жизненные проблемы. Намерения наказывать их за это у нас нет и быть не может, несмотря на возникшие объективные трудности в работе», — заявили дипломаты.
Как видим, никто никого в террористы не записывает. Что весьма странно для «страны-террориста», которая, по идее, должна вести себя агрессивно к тем, кто решил, пусть и под давлением, отказаться от ее гражданства.
Можно упомянуть и реальную депортацию организатора акции «Бессмертный полк» в Эстонии Сергея Чаулина в феврале этого года, хотя на тот момент он паспорта РФ не имел. Как отмечал вице-президент подразделения Международного комитета защиты прав человека в России Иван Мельников, данное решение «создает опасный прецедент и для других русскоязычных жителей Эстонии».
Как ни пытаются эстонские политики лепить из России образ «государства-террориста», почему-то ее граждане не совершили ни одного теракта на территории Эстонии.
При этом именно Эстония приютила у себя убийцу журналистки Дарьи Дугиной Наталью Вовк. Также официальный Таллин поддерживает киевский режим, который не стесняется на весь мир с гордостью объявлять, что украинские спецслужбы убили очередного гражданского. Но это в эстонском понимании, как говорится, другое. Так кто же все-таки «государство-террорист»?