Пожалуй, единственное, что Майя Санду и PAS могут предъявить молдаванам в качестве успешности своего правления, это предоставление Молдове статуса кандидата на вступление в ЕС. Насколько реальны шансы республики стать полноправным членом Евросоюза? Улучшилось ли социально-экономическое положение жителей страны? Почему число сторонников евроинтеграции в Молдове падает? На эти и другие вопросы в интервью RuBaltic.Ru ответили историк, политолог, депутат парламента Молдова в 2010–2014 годах Зураб Тодуа и политолог, независимый аналитик Корнелиу Чуря.
— Насколько реальны шансы Молдовы стать членом Евросоюза после получения статуса страны-кандидата? Возросли ли они от этого?
З.Т.: Это важный шаг на пути продвижения в ЕС. Все члены этой организации, кроме основателей, проходили такой этап. Однако, как показывает практика, статус кандидата ничего не гарантирует. Переговоры о вступлении могут занять несколько лет, а то и несколько десятилетий, как, например, это произошло с Турцией, которая стала кандидатом в 1989 году (в настоящее время переговоры заморожены: похоже, Анкара утратила интерес к этой теме). Поэтому пока все очень туманно.
Тем более что очевидно: власти Молдовы хронически не справляются с «домашним заданием» и демонстрируют удивительную неспособность решать даже элементарные задачи.
К.Ч.: На самом деле от статуса кандидата до получения членства Молдове нужно пройти ряд определенных промежуточных этапов. Главный из них — начало переговоров с ЕС по более чем 30 темам. Относительно недавно Евросоюз утвердил принцип обратимости — то есть возвращения к нулевой точке в случае недобросовестного выполнения обязательств. Это тоже может приостановить наше движение вперед.
К тому же мы еще не выполнили 3 из 9 из ранее взятых обязательств. Но самое главное — это, конечно, не совсем благоприятная для расширения атмосфера в самом ЕС.
Поэтому я очень удивлюсь, если в 2030 году у нас будут реальные шансы на вступление.
— Помимо статуса получила ли Молдова какие-то реальные преимущества для экономического и общественно-политического развития?
З.Т.: Главное преимущество — это доступ к европейским фондам. Статус кандидата в члены ЕС открывает для Молдовы возможности финансирования инфраструктурных и экономических проектов.
Однако «эффективные менеджеры» от Партии действия (а точнее, бездействия) и солидарности (PAS) неспособны составить для этого необходимые документы. В прошлом году эти возможности были использованы только на 10%.
И все потому, что не было подано заявок и не были подготовлены соответствующие бумаги.
К.Ч.: В Молдову поступило более миллиарда евро помощи от ЕС под разным видом — кредиты и гранты. Правда, эффективность использования этих денег под очень большим вопросом. К тому же все чаще их выделение обуславливается политическими условиями, что приводит к явному ущемлению национальных интересов республики.
Поэтому можно сказать, что явных преимуществ нет.
А тот факт, что Евросоюз в последнее время стал играть геополитически, давить на Молдову и даже указывать, каких политиков выбирать и какие ценности утверждать, скорее указывает на определенный вред, который исходит от Брюсселя.
— Как вообще отразились на стране изменения, произошедшие после 2009 года, когда евроинтеграция стала официальным внешнеполитическим вектором?
З.Т.: После смены власти в 2009 году Молдова вступила в полосу постоянной нестабильности. Вспомните, за это время не было ни одного спокойного года. Постоянно происходили какие-то скандалы, кризисы, провалы. И все это на фоне непрерывного ухудшения социально-экономического положения и уровня жизни людей.
От радужных ожиданий и сказок про «историю успеха» к краже миллиарда и «захваченному государству».
Сегодня Молдова повторяет тот же путь. С одной стороны — постоянная проевропейская риторика и обещания очередного светлого будущего. С другой — коррупционные скандалы, систематическое нарушение законов, закрытие телеканалов и информационных ресурсов. И все это одновременно с вопиющим хамством и удивительным непрофессионализмом представителей правящей партии.
К.Ч.: Евроинтеграция присутствует скорее в головах отдельных граждан Молдовы, нежели на дорогах или в виде инвестиций.
Эта идея заменила многим молдаванам удобную мечту о коммунистической светлой жизни.
Они поверили, что Европа — это не миф о загробной жизни, а некая реальность, к которой надо стремиться, жертвуя при этом практически всем, что имеешь. Постепенно происходит отрезвление, что особенно связанно с муками в управлении нынешней власти, но процесс протекает довольно медленно.
— Существуют данные опросов, согласно которым в Молдове падает популярность курса на евроинтеграцию. В чем причина?
З.Т.: Да, действительно, все соцопросы указывают на то, что число сторонников евроинтеграции в Молдове за последний год уменьшилось до 40%. Здесь нет ничего удивительного. Это реакция людей на лживость и ограниченность власти. Реакция на то, что PAS, располагая безграничной политической и финансовой поддержкой Евросоюза, так бездарно ею распоряжается.
Такого некомпетентного руководства в Молдове не было за все 32 года независимости. За что бы они ни брались, чем бы ни занимались, все превращается в большую проблему. Это какое-то национальное бедствие.
Партия действия и солидарности компрометирует европейский вектор развития. При любой другой власти авторитет Евросоюза не упал бы так низко. Полагаю, в Брюсселе это уже понимают. Особенно после итогов выборов в местные органы власти 5 ноября.
К.Ч.: Это в первую очередь связывают с излишним покровительством, которое оказывает Брюссель Майе Санду и PAS, находящимся у власти. Неэффективное управление ассоциируется у молдаван с закатом ЕС и явным преувеличением заслуг «Гарвардской школы», которую якобы закончили многие из нынешних политических менеджеров. Но нельзя сбрасывать со счетов и банальную усталость от Европы — уж чересчур долго нам говорят об этом рае без каких-либо существенных подвижек.
— При желании можно утверждать, что режим Майи Санду продвинулся на пути вступления Молдовы в ЕС, и статус кандидата служит тому подтверждением. Так ли это на самом деле?
З.Т.: Официальные СМИ, обслуживающие интересы PAS, занимаются этим каждый день. Они пытаются внушить населению мысль о том, что Молдова всего в нескольких шагах от вступления в Евросоюз. К сожалению, это реальность современной жизни — во многих странах мира нормальная политика заменена мифологией и тупой пропагандой. Как только заканчивает действовать один миф, тут же власти подбрасывают другой.
Между тем факты таковы: правящая партия потерпела на местных выборах оглушительное поражение; деятельность PAS привела к падению популярности Евросоюза.
ЕС вложил в Молдову достаточно денег и ресурсов. Почти каждую неделю в Кишинев прибывает какой-либо важный чиновник из Брюсселя. В свою очередь, Санду побывала почти во всех европейских столицах, на всех международных саммитах, конференциях, встречах. Ради поддержки Санду и правящей партии Евросоюз провел в Молдове саммит Европейского политического сообщества.
Что еще требовалось PAS для того, чтобы получить доверие общества? Необходима была самая малость: грамотная экономическая и социальная политика. Эти господа на нее не способны. И за оставшееся время до президентских и парламентских выборов положение не изменится.
К.Ч.: Нынешняя власть продвинулась несомненно, вызвав симпатии со стороны европейцев в связи с конфликтом на Украине. Молдове удалось создать имидж пострадавшей стороны.
Эта виктимизация дала определенные плоды, несмотря на явное попирание демократических ценностей правящим режимом.
Как мне кажется, такой расклад долго не продержится — произойдет пересмотр позиции ЕС по отношению к Молдове, что неминуемо должно привести к откату евроинтеграции республики.
— Каковы реальные перспективы Молдовы по вступлению в Евросоюз?
З.Т.: С такой властью никаких шансов на вступление в ЕС у Молдовы нет ни в ближайшие годы, ни в отдаленной перспективе. Повторю еще раз: PAS компрометирует европейский вектор.
И я совсем не исключаю, что в Брюсселе и Вашингтоне уже задумываются о том, чтобы «сменить лошадей на переправе», раз так получается, что «не в коня корм».
Запад очень прагматичен. Когда надо, там сбрасывают с корабля, как балласт, тех, кто свое отработал и уже не справляется с поставленными задачами. Эдуард Шеварднадзе, Аскар Акаев, Михаил Саакашвили, Владимир Филат, Владимир Плахотнюк и другие. У всех этих людей заслуг перед Евросоюзом и США было намного больше, чем у Санду и компании. Но это им не помогло.
Судьба политических марионеток, как правило, неблагополучна и печальна. Да, вполне вероятно, будет сделано все возможное, чтобы помочь Санду одержать победу на будущих президентских выборах. Но это не изменит тот расклад сил, который складывается сейчас.
В стратегическом плане PAS уже все проиграла. Их окончательное поражение — вопрос времени.
Но само собой это, конечно, не произойдет. Необходимы по-настоящему действенная и эффективная консолидация левой и правой оппозиции и согласованные действия.
К.Ч.: Эти перспективы должны учитывать готовность самого ЕС к расширению. Пока отсутствует четкое понимание того, что страны — члены Евросоюза готовы к этому. Также непонятно, на какие реформы внутри ЕС они готовы пойти, чтобы добиться этой цели. Поэтому, несмотря на существующий показной оптимизм властей Молдовы, тщательно подкармливаемый Брюсселем, наши перспективы скорее невелики.