Недавно в Молдове прошли всеобщие местные выборы, итоги которых продемонстрировали значительное падение уровня поддержки пропрезидентской партии PAS. Однако можно не сомневаться, что перед будущими избирательными кампаниями власти задействуют свой главный «козырь». Более того, складывается впечатление, что оппозиционеры не намерены объединять свои усилия и создавать широкую коалицию, чтобы избавить республику от дискредитировавшего себя режима Майи Санду.
Прошедшие недавно в Молдове местные выборы стали отличным индикатором общественно-политической ситуации в стране. Уже сделано достаточно много выводов, причем порой весьма поспешных. Однако по прошествии времени и при более критичном взгляде на окончательные результаты первые эмоциональные заявления были скорректированы в пользу более умеренных и взвешенных.
Да, можно смело утверждать, что правящая партия PAS в значительной степени утратила поддержку населения Молдовы.
По опубликованным Центризбиркомом данным, за кандидатов от «желтых» проголосовалjи практически в два раза меньше молдаван, чем на последних парламентских выборах. Однако необходимо учитывать, что в этот раз не была задействована диаспора на Западе, которая во многом и повлияла на распределение мест в парламенте.
В то же время не вызывает сомнения, что в будущем этот «резерв» задействуют по полной программе. Надо сказать, что число молдавских граждан за рубежом не поддается точному учету, поэтому голосование в Европе открывает широчайшее поле возможностей для вбросов бюллетеней и других махинаций. Состоящая из членов все той же PAS ЦИК сможет «нарисовать» любые необходимые цифры, даже несмотря на то, что правление режима Майи Санду разочаровало не только жителей Молдовы, но и многих эмигрантов.
В целом же результаты местных выборов оказались для правящей партии разгромными.
И даже то, что во втором туре ее кандидаты сумели одержать победу в двух райцентрах, не сгладило общего впечатления. Если к этому добавить, что ни в одном районном или муниципальном совете PAS не смогла повторить результат парламентских выборов — самостоятельно сформировать большинство, а следовательно, назначить своего главу района, — то картина становится еще более наглядной.
К тому же остальные политические силы заявили, что они не собираются создавать коалиции с «желтыми». Об этом, в частности, сообщил экс-премьер Молдовы Ион Кику, возглавляющий Партию объединения и развития (PDCM), которая, кстати, тоже декларирует проевропейскую направленность.
«Даже после первого тура, утром 6 ноября, я созвал Национальный политический совет PDCM с единственной темой, а именно: "Стратегия коалиции в районных советах". Выдержка из протокола этого заседания гласит: “Мы будем создавать альянсы с кем угодно, но только не с PAS". Это решение Национального политического совета. Почему не с PAS? Потому что это означало бы соучастие в том, что они делают, в разрушении верховенства закона. Поэтому для нас это принципиально», — заявил он.
По итогам ноябрьских выборов PDCM показала четвертый результат после PAS, Партии социалистов (ПСРМ) и Европейской социал-демократической партии (ЕСДП), которая является ребрендингом Демократической партии экс-олигарха Влада Плахотнюка.
Отдельно следует посмотреть на ситуацию в органах власти Кишинева, которая складывается достаточно интересно.
Кандидат PAS на выборах столичного мэра провалился с треском, набрав в два раза меньше голосов, чем победитель Ион Чебан, переизбранный на второй срок. Причем если в первый раз Чебан выиграл при поддержке Партии социалистов, то теперь он выдвигался от созданной им новой партии — Национальное альтернативное движение (MAN), чем вызвал резко негативную реакцию со стороны своих бывших однопартийцев.
В Муниципальном совете Кишинева, состоящем из 51 человека, MAN и PAS получили по 20 мандатов. При этом у социалистов там шесть представителей, которые фактически представляют собой «золотую карту», обеспечивающую большинство той политической силе, с которой они войдут в коалицию.
Судя по заявлению экс-президента Игоря Додона, возглавившего фракцию ПСРМ в столичном совете, выбор будет сделан в пользу «изменника» Чебана.
«Если мы найдем общий язык, а я думаю, что это возможно, у социалистов вместе с партией MAN будет комфортное большинство в КМС. На местах мы не будем формировать коалиции с PAS», — сообщил он.
Какие изменения могут произойти на политической сцене Молдовы на республиканском уровне?
Вполне возможным представляется сотрудничество между Партией социалистов и PDCM, ведь их лидеры уже работали вместе — премьерство Кику приходилось как раз на период президентства Додона. Однако говорить о том, что эта кооперация может привести к образованию устойчивого блока, вряд ли возможно.
PDCM позиционирует себя как проевропейская, а ПСРМ имеет давний имидж партии, предпочитающей сотрудничество с Россией. У них достаточно разный электорат, поэтому, кроме ситуативного блокирования по отдельным вопросам, вряд ли стоит ожидать появления долговременного альянса.
А вот другой вариант коалиции выглядит вполне вероятным.
Буквально сразу после выборов в публичном пространстве появилась новость о возможном слиянии MAN и ЕСДП. Как сообщается, Чебан должен стать председателем новообразованной партии. Правдоподобности этой информации придает то, что сразу после ее появления прикормленные PAS СМИ начали резко критиковать этот проект. По стандартной методичке ЕСДП приписали к «прокремлевским», приуменьшили ее электоральные успехи и занизили перспективы объединения.
Чем объясняется такая реакция? MAN показала высокие результаты в Кишиневе, где на сегодняшний день, по разным оценкам, проживает около трети населения Молдовы. Однако она остается «партией одного города». А вот у ЕСДП неплохие показатели в провинции. Их слияние могло бы создать политическую силу, способную не только пройти в парламент, но и играть там далеко не последнюю роль.
При этом ЕСДП пользуется поддержкой самой крупной партии Румынии и лично премьера Марчела Чолаку. Учитывая эти факторы, тот самый разочарованный режимом Санду электорат может «абсорбироваться» новым политформированием. И последнее, самое опасное для PAS: Чебана практически открыто «крышует» Главный посол, как называют в Кишиневе посла США.
Немного в стороне от этих процессов находится партия «Шанс» — часть команды Илана Шора, кандидатов от которой в нарушение закона вычеркнули из бюллетеней накануне выборов.
В «активе» у нее Гагаузская автономия во главе с избранной в этом году башканом Евгенией Гуцул и районные центры Тараклия и Оргеев, где мэрами стали те, за кого «Шанс» призвала голосовать после своего снятия. В Бельцах же перед вторым туром «завернули» Арину Коршикову, за которую также агитировали оппозиционеры. Эта партия декларирует намерение и дальше заниматься борьбой с действующим режимом.
Есть ли вероятность создания широкой оппозиционной коалиции в республике? Скорее всего, нет.
«Оппозиционным силам в Молдове вряд ли удастся объединиться в единый "фронт". Сейчас нет той личности, которую можно было бы противопоставить режиму. Сейчас, к сожалению, все идет к тому, что левый фланг пойдет на следующие выборы порознь, каждый своим путем», — отметил политолог Александр Кориненко.
Подобная ситуация традиционна для Молдовы, где партии даже одинаковых взглядов разобщены.
Единственный раз различные политические силы объединялись в 2019 году, чтобы покончить с олигархическим режимом Плахотнюка. Более того, это стало результатом совместных усилий России и США. С тех пор ничего не изменилось в характере молдавских политиков, а вот консенсус между Москвой и Вашингтоном сегодня невозможен. Так что очередное внешнее вмешательство будет иметь исключительно односторонний характер.