Церковную ситуацию на Украине давно уже можно охарактеризовать словами «стабильно тяжелая». Уже перестали удивлять новые абсурдные инициативы киевского режима, направленные против УПЦ, новые провокации раскольников из ПЦУ и захваты святынь. Тем не менее украинские националисты не останавливаются и своими действиями ведут не просто к расколу, а к переходу целых епархий под юрисдикцию соседних стран. А там и до отделения регионов рукой подать.
Повестка для 68-летнего священника
13 ноября настоятелю Ужгородского Крестовоздвиженского кафедрального собора протоиерею Димитрию Сидору вручили повестку в военкомат, хотя в ряды ВСУ призывают до 60 лет, а священнику уже почти 69. В середине марта этого года полиция уже предъявила ему подозрение в совершении преступления за якобы разжигание вражды и ненависти, оскорбление чувств граждан в связи с их религиозными убеждениями. Местный суд запретил ему отлучаться из города, общаться со свидетелями по его делу и прочее.
Отец Димитрий активно проповедует, и именно содержание его речей вызвало карательные меры властей.
Например, священнику вменяется в вину, что он настаивал на сохранении в церковной жизни Украины юлианского календаря, а по поводу манипуляций с датой Рождества сказал, что чиновники вмешались не в свое дело (другими словами, назвал вещи своими именами).
Судебные заседания продолжаются. В видеообращении от 3 октября протоиерей сообщил, что призывов к религиозной вражде прокурор в его проповедях не нашла. Видимо, неудачный для киевского режима ход дела заставил искать новые методы воздействия на неугодного священника.
Автоматчики в Банченах
9 ноября вооруженные автоматами украинские силовики без каких-либо судебных санкций оцепили Банченский монастырь УПЦ с целью проверки документов у находящихся в нем людей. Правоохранителей не пропустили внутрь священнослужители и насельники.
Свято-Вознесенский мужской монастырь широко известен в православном мире благодаря снятому о нем в 2007 году режиссером Михаилом Шадриным документальному фильму «Форпост».
В 1992 году тогда еще священник Михаил Жар (после принятия монашества Лонгин) удочерил девочку, больную СПИДом, и открыл детский дом, а в 1996 году им был построен Вознесенский монастырь. Банченский приют стал домом для множества брошенных детей, престарелых людей и инвалидов.
Трогательная история о милосердии завоевала целый ряд премий на фестивалях документального кино. Сам Лонгин был удостоен в 2008 году звания Героя Украины за усыновление более 400 сирот с особенностями развития, а в 2020 году возведен в сан митрополита.
Судебный процесс над митрополитом Лонгином
Сегодня митрополит также находится под следствием по обвинению в разжигании религиозной розни. В сентябре этого года его дело было передано в суд. 15 ноября стало известно, что адвокат священника Валентин Сухарь умер, по заключению врачей, от отравления. Причем полиция открыла уголовное дело по статье «Врачебная халатность». Второй защитник Лонгина арестован, а других у него нет.
Реакция в Румынии
События в приграничных Банченах (9 км до границы) вызвали реакцию и в Румынии. Депутат парламента Думитру-Виорел Фокша опубликовал на своей странице в соцсети видео из монастыря с автоматчиками и призвал вернуть эти земли в состав румынского государства. Он написал, что «Киеву придется объяснять Брюсселю и Бухаресту эти варварские издевательства над румынами в Северной Буковине», «Буковина — это Румыния», а румын Украины призвал писать свои имена и фамилии латиницей.
Напомним, что Северная Буковина входила в состав Румынии до 1940 года, а после присоединения ее к СССР в составе новой Черновицкой области оказались и бывшая австро-венгерская часть Буковины, и район Герца, входивший в состав Королевства Румыния с момента его независимости. Там как раз и находится Вознесенский монастырь, богослужения в котором частично проводят на румынском.
Так что такая бурная реакция парламентария не случайна — с церковной ситуацией в соседней стране он знаком не понаслышке. В январе этого года он приезжал на Украину и общался со священниками УПЦ, при этом охарактеризовав происходящее как «полное безумие».
На видеозаписях разговоров Фокша в целях безопасности интервьюируемых «заблюрил» их лица и изменил голос. Они рассказали ему о давлении украинских националистов и о своем неприятии политического характера раскольничьей ПЦУ.
Также один из крупнейших румынских каналов Realitatea Plus обратился к телезрителям с призывом выйти на мирный протест в поддержку Вознесенского монастыря и прав румынского населения Украины к ее посольству в Бухаресте 17 ноября.
При этом телеведущая заявила, что Румыния должна прекратить денежную и военную помощь Украине из-за несоблюдения прав человека и заблокировать ее вступление в ЕС, если гонения на священников не прекратятся.
На митинг пришло около 100 человек, в том числе священнослужители, с фотографиями митрополита Лонгина и плакатами в его поддержку. Резкие оценки церковной политики киевского режима звучали на румынском ТВ и раньше: в январе этого года бывший депутат Желу Вишана в эфире нескольких передач Romania TV обрушился с критикой на Зеленского (которого назвал «вонючкой» и «ничтожеством»), а его борьбу с УПЦ сравнил с действиями нацистов.
Румыны Украины перейдут в РумПЦ?
Заметим, что румыноязычные приходы УПЦ довольно многочисленны, в настоящее время их насчитывается 110. Как отмечает Фокша, священникам поступают угрозы о высылке, если они и дальше будут совершать богослужения на румынском языке.
А один из собеседников сказал ему, что хотя в данный момент большее давление испытывают украинские приходы УПЦ, националисты обещают после окончания военных действий приняться и за румынские.
И возникает вопрос: не заставит ли православных румын такое силовое давление «патриотов» Украины обратиться к румынскому патриарху с просьбой принять их в РумПЦ? Пока они сохраняют верность УПЦ, да и высок на Буковине авторитет ее предстоятеля, митрополита Онуфрия, уроженца Черновицкой области.
Но предложения сменить «религиозную прописку» уже звучат с другой стороны границы. Еще в конце января этого года политические и общественные организации Румынии обратились к румынским приходам на Украине с предложением перейти в «Матерь-Церковь» — РумПЦ. По их мнению, возглавить это движение должен как раз митрополит Лонгин.
Закарпатье и Сербская православная церковь
Вспоминал о «Матери-Церкви» и упомянутый протоиерей Димитрий Сидор, который является активным участником национального движения прикарпатских русинов.
«Если в Украине запретят каноничную церковь, у нас выхода не останется, лишь вернуться туда, откуда мы пришли в 45-году, после войны», — заявлял он.
Дело в том, что с 1921 по 1945 год Закарпатье находилось под управлением Сербской православной церкви, много сделавшей для возрождения православия в этих краях.
Конечно, такие высказывания нужно воспринимать в контексте гонений, как ответ на жесткую позицию властей.
По канонам епархия или ряд приходов так просто, по своему желанию и решению, не могут сменить свою церковную принадлежность, но события развиваются непредсказуемо.
УПЦ на так называемом соборе в Феофании 27 мая 2022 года декларировала свою полную независимость от Московского патриархата, в составе которого она находилась на правах автономии. При этом было заявлено, что на время военных действий «собор считает целесообразным предоставить епархиальным архиереям право самостоятельно принимать решения по тем или иным вопросам епархиальной жизни, относящимся к компетенции Священного Синода или Предстоятеля УПЦ».
То есть украинские епархии оказались в «свободном плавании».
Так Ровеньковская епархия (территория ЛНР), епархии в Крыму перешли в прямое подчинение Патриарху Московскому и Священному Синоду РПЦ. Не исключено, что этот процесс будет продолжаться и на новых территориях России. А в западноукраинских епархиях при более радикальных мерах властей вполне возможен переход не только в Румынскую или Сербскую, но и в Чехословацкую или Польскую православные церкви.